Какие торговые пути проходили по территории Древней Руси?
В Средние века государства жили довольно изолированно, натуральным хозяйством. Сельское хозяйство было слабо развито, крестьянские семьи едва могли кормить самих себя. Производительность труда ремесленников тех времен была очень низкая. Однако обмен товарами между государствами даже тогда был довольно активен.
Где-то было много пушнины, где-то добывали слоновую кость, где-то делали хорошее железо… И так далее.
На территории нынешней России добывали многое, на что был спрос и на Западе, и на Востоке. Но ведь произведенное надо было как-то доставить потребителю. А если потребитель — за тридевять земель? Дороги в те времена были опасны, да и увезти на телеге много товара было очень дорого и долго.
По Шелковому пути из Китая караванами везли чай и фарфор, специи, но по цене они были… как серебро по весу. А фарфор и специи — дороже, много дороже. И меха, деготь, ворвань, воск, мед, слоновую кость и многое другое посуху было не вывезти, цена транспортировки сделала бы их дороже серебра.
Торговые пути Восточной Европы в конце X века
Сейчас говорят о торговых путях «Из варяг в греки» и «Из варяг в персы», но на самом деле это просто два самых крупных торговых пути, проходивших через территорию Руси. Проходили в те времена торговые пути в основном по воде. Ведь только так в те времена можно было дешево перевозить тяжелые грузы.
Путь «Из варяг в греки» впервые был описан в «Повести временных лет» в 1116 году:
Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки. и изъ грекъ по днѣпру. и верхъ днѣпра волокъ до ловоти. <и> по ловоти внити в ылмерь ѡзеро великоє. из негоже ѡзера потечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево. <и> того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє. и по тому морю ити до рима, а ѿ рима прити по томуже морю ко цр҃югороду, а ѿ цр҃ѧгорода прити в понотъ морѧ в неже втечет днѣпръ рѣка.
То есть вначале из Черного моря вверх по Днепру, в верхнем течении реки — по волоку до реки Ловоть. По реке — до озера Ильмень. Далее по реке Волхов в Ладожское озеро (тогда называлось оз. Нево), откуда по Неве в Балтийское (тогда — Варяжское) море.
Однако существовал еще один вариант этого пути. Между Смоленском и Оршей минимальное расстояние между Днепром и Западной Двиной, при этом между некоторыми притоками этих рек — от 7 до 15 км, что в те времена свободно преодолевалось при помощи волока. Кстати, даже сохранившиеся названия деревень говорят о том, что там осуществлялся волок судов: Подволочье, Лодейницы, Волоковая.
И русские товары в этом торговом пути были не главным. Хотя ворвань и моржовая кость с северных земель Новгородчины, меха, воск, юфть (специально обработанная кожа), хлеб, льняные ткани, оружие и многое другое имело спрос как в Европе, так и в Византии.
Корабли по пути на юг везли из Скандинавии амбру, железо-сырец, корабельные канаты и другие изделия из китовой кожи, оружие. А также плоды грабежей викингов в Западной Европе, батистовые и шелковые ткани, серебряную утварь, вина из Франции, драгоценности и ювелирные изделия.
Из Балтики шел янтарь. Византия продавала вина, пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Следует заметить, что изделия из стекла тогда были очень редкими и дорогими.
Общая карта торговых путей Центральной и Восточной Европы конца I тысячелетия.
Путь «Из варяг в персы» еще назывался «Из немец в хазары». Из Балтики по Неве в Ладогу, по рекам Сяся и Воложба, далее делался волок до реки Чагоды, являвшейся притоком реки Мологи, которая впадала в Волгу.
Впрочем, предполагают, что было несколько разных путей по небольшим речкам — например, от Ладоги до Белоозера и далее на юг по рекам волжского региона. Доказательством этого служат многочисленные клады серебряных дирхемов, найденные археологами по предположительным путям перевоза товаров с Севера на Юг.
Достигнув Каспийского моря, купцы его пересекали и оказывались в Персидском государстве. Далее путешествие шло уже караванами по суше — до Дамаска, Багдада и других крупных городов. Вливаясь в караваны Шелкового пути, товары достигали и Китая.
Путь был труден из-за многих переволоков, когда суда перетаскивались посуху от одной водной артерии до другой. При этом часто было необходимо угадать время прохода, кое-где для судов проход был только по полной воде. Путь был опасен из-за наличия татей и пиратов, стремившихся пограбить купцов, потому караваны шли с большой охраной.
Однако, поскольку войны перекрывали торговые пути в Малой Азии, а кочевники причерноморских степей — все остальные сухопутные пути между арабами и Европой, водные пути функционировали много веков, оставаясь единственным способом доставки товаров с Востока в Европу и обратно.