С кого начиналось русское самодержавие?
Кого из многочисленных русских князей мы можем вспомнить? Естественно, Владимира Красное Солнышко, Святослава, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского… Еще Олега Вещего из поэмы Пушкина и Игоря из древнерусской поэмы и немного более поздней оперы. И конечно, Александра Невского, как без него?
А еще? Неужели древнерусская история столь бедна ключевыми фигурами? Ладно, подсказываю: кого вспоминает Русская православная церковь 17 июля? Николая II и царскую семью?
Не очень древнерусская история… Николай II — фигура, конечно, знаковая. Правитель, на котором закончилась история русского самодержавия и едва не закончилась российская история.
А помнит ли кто, что в этот же день чествуется память человека, с которого эта история начиналась?
Начиналась она с Андрея Боголюбского… Многие ли назовут это имя с ходу?
Эпоху Андрея заслоняет случившееся вскоре ордынское нашествие. Со своими ключевыми фигурами. Ну, а день памяти святого благоверного князя Андрея надежно «закрыт» почитанием человека, убитого в тот же день 744 года спустя.
А ведь именно Андрей Боголюбский первым пытался создать на Руси государство принципиально иного типа. Точнее, не совсем на Руси. Тогдашняя Русь — это именно Киевско-Черниговско-Галицкий юг, с которым князь Андрей порвал в 1155 году, уехав в Ростов Великий. Да он тут и родился, и скорее всего вырос.
Сведения об Андрее появляются в летописях лишь с 1146 года, когда князю уже за 30. В 1149 и 1154 годах отец, небезызвестный Юрий Долгорукий, сажает Андрея в Вышгороде, пригороде Киева. Но на юге тот больше воюет, а домом считает Ростово-Суздальское княжество. Через год Андрей «отпрашивается домой». Затем Юрия Долгорукого изгоняют из Киева, так что великокняжеский стол приходится отвоевывать еще раз.
Снова Андрей садится в Вышгороде и спустя год снова уезжает. На юг он вернется через 14 лет…
А через два года, со смертью Юрия Долгорукого, наследует Великий стол Владимирский. Киев традиционно делят по лестничному праву, а на Северо-Востоке Андрей хозяйничает почти полновластно.
Здесь и начинается будущая Россия.
Полновластия на Руси доселе не было. Везде власть князя ограничивают вече, бояре, дружина. Когда-то Юрий Долгорукий перенес столицу Северо-Востока из древнего вечевого Ростова в Суздаль.
Андрей идет дальше: его столица переезжает в еще более молодой город Владимир-на-Клязьме. Сам он объяснял это повелением явившейся ему Богородицы. На практике же князь избавлялся от боярско-вечевых традиций.
Больше того: Великий князь Владимирский избавляется и от бояр, старших дружинников, и от родственников, способных разорвать единое княжество на уделы. Андрей изгоняет братьев, жену (точнее, уже вдову) своего отца и ее сыновей, своих сводных братьев. Кстати, именно этим братьям, своим младшим сыновьям, Долгорукий и завещал столь любимую Андреем Суздальскую землю.
Спустя годы Андрей помирится со сводными братьями, двое из них еще станут Великими князьями Владимирскими. А пока Андрей «сам хочет царствовать и всем владети»… Укрепляет центральную власть. Это еще не единовластие, но деспотическая монархия.
Для того и избавлялся от самостоятельных фигур в окружении. Князь среди младших князей и старшего боярства — скорее «первый среди равных и… почти равных».
Эту систему и разрушил Андрей Боголюбский.
Родовое боярство связано с землей. Здесь вотчины, здесь они хозяева. Они до сих пор были опорой князей. Они же могли «выжить» неугодного князя из города.
Андрей находит опору в горожанах, «прото-буржуазии» (ремесленниках и торговцах), младших дружинниках. Здесь появляются «прото-дворяне», получившие от князя земельные наделы. Эти возвышенные им «милостники» полностью зависят от Андрея.
Но на дворе XII век. Светская власть — лишь одна из опор государства. Вторая — церковная.
Владимирское Великое княжение политически независимо от Киевского. Хорошо бы нам и митрополию отдельную! И с 1160 года Андрей добивается учреждения отдельной митрополии. Не удалось!
Больше того, в конце 1160-х в Киев отправляется епископ Феодор, продвигавшийся Андреем в митрополиты. Увы, Киевский (и Всея Руси) митрополит расправляется с мятежным «конкурентом».
Что ж, в это время снова начинается борьба за Киевский стол. И Андрей отправляет на юг сына во главе коалиции князей. Естественно, с войском!
12 марта 1169 года союзники берут Киев. И несколько дней грабят старую столицу, словно вражеский город. Такого на Руси еще не было.
Не бывало и другого. До сих пор за Киев воевали, чтобы сесть на великокняжеский стол. Отец Андрея, Юрий Долгорукий, сразу же сел в захваченной столице и на Северо-Восток больше не возвращался. Андрей же даже не поехал в захваченный Киев. И титул киевского князя не принял, посадив на Киевский стол младшего брата Глеба.
С этого начинается упадок Киева. Его будут еще брать штурмом. Так, что пришедшим через 70 лет ордынцам останется завершить дело.
При Андрее силы Киева, Владимира, Чернигова, Галича примерно равны. Андрей «выбивает» Киев, прежний центр Русских земель. Остальные сильнейшие княжества остаются, но основной политический конкурент устранен.
А Ростово-Суздальское, или уже Владимиро-Суздальское, княжество останется. У Андрея не останется сыновей, и его потомки не будут править. Но Владимирский стол наследуют братья: Михаил, а затем Всеволод, при котором Суздальская земля достигнет наибольшего расцвета, придут на подготовленную Андреем почву. В значительной мере продолжая политику Боголюбского.
Племянник Андрея, Всеволод, возглавит княжество после прихода Орды. Всеволод и его потомки в полной мере используют мощь ордынцев для защиты Руси от внешних угроз и установления твердой власти.
Дальнейшая история всем известна: собирание земель, возвышение Москвы, установление самодержавной власти. Нравится нам это или нет, установление единоначалия — естественный путь к развитию и процветанию государства. Если угодно — к установлению порядка. Окончательно это реализуют потомки Всеволода. Но первообразом русского царя станет положивший начало объединению русских земель Андрей Боголюбский.