Какие новшества проникают в жизнь детских садов?
Обучение и воспитание детей с младенческого возраста до пяти-семи лет осуществлялось в человеческом обществе всегда. Даже тогда, когда не существовали школы и другие учебные заведения. Сегодня этот процесс носит свое название — дошкольное образование.
Существуют специальные программы развития и воспитания детей младшего возраста. Однако такие программы не способны в быстро меняющемся мире отслеживать и внедрять все новые идеи дошкольной педагогики и электронных технологий.
Сегодня, благодаря Интернету и телевидению, каждый желающий может легко освоить самые современные методики, применяемые в дошкольной педагогике. И когда родители владеют темой, работа воспитателей становится более эффективной.
В нынешнем году мне по семейным обстоятельствам пришлось некоторое время поводить моего трёхлетнего внука в детский сад. И я сразу же обнаружил множество инноваций, пришедших в дошкольное воспитание с тех пор, как я водил в детский сад своих сыновей. Давайте поговорим о некоторых из них.
Первым, что произвело на меня большое впечатление, стали «Десять заповедей родителей», вывешенные в гардеробе группы. Их смело можно назвать библией отношений между родителями и их детьми. Этот текст, занимающий всего одну страницу, настолько ёмкий, что для вдумчивых родителей становится прямой подсказкой для установления правильных взаимоотношений с малышами. Это — как краткий учебник для взрослых.
«Десять заповедей» намеренно перекликаются с древним источником — десятью заповедями Моисея, чтобы подчеркнуть их значимость. Слова народные, как иногда говорят о песнях.
Десять заповедей родителей:
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь. Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен — ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя, а может, и больше.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка, мучь — если можешь, но не делаешь.
8. Помни — всегда для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который сегодня с тобой.
Воспитатель группы, Юлия Фёдоровна Седловская, не только опытный педагог, но и мама, вырастившая двоих детей, перешедшая на работу воспитателя по призванию. Сначала она влюбилась в эту работу, потом прошла необходимое обучение и была принята воспитателем в тот сад, куда водила своих детей.
Впервые Юля прикоснулась к миру пятилетних детей, будучи школьницей десятого класса. Она, как ей тогда казалось, совершенно случайно, из любопытства и за компанию, посетила дом малютки города, в котором живёт.
Под названием «дом малютки» в советские времена скрывалось слово «приют» или интернат для детей, брошенных родителями.
Всё, что она там увидела, оставило в её душе неизгладимый след. Особенно врезалось в память Юли то, как дети окружили её, свою гостью, и каждый старался продемонстрировать ей свои самые лучшие черты и умения, чтобы понравиться, втайне надеясь на то, что эта девушка уведёт их к себе домой и станет им мамой.
Позднее Юлия неоднократно вспоминала это событие, перевернувшее её мировоззрение. И всякий раз это погружение в прошлое навевало грусть, когда она мысленно ставила себя на место брошенных детей. После рождения дочери Юлия снова и снова, уже с точки зрения матери, оценивала жизнь обитателей в детского дома.
Своего первенца уже в полтора года Юлия привела именно в тот детский сад, о котором была наслышана, что там работают хорошие педагоги.
Тема воспитания малышей стала для неё с этого времени главной темой жизни.
Она перечитала массу статей и книг о дошкольном воспитании и стала одной из немногих мам, которые самостоятельно овладевают педагогическими и психологическими знаниями и применяют их к своим детям.
В детском саду она действительно встретила замечательных педагогов. Молва не обманула! Многое Юлия почерпнула именно в общении с воспитателями своей дочери. Такая активная мама не могла не произвести на работников сада хорошее впечатление.
Так завязались человеческие взаимоотношения. Юлия стала приходить в сад просто пообщаться с работниками. И когда родился второй ребёнок, сын, никаких сомнений относительно того, в какой сад его вести, уже не было.
За то время, когда оба ребёнка прошли обучение в этом саду, Юлия поняла окончательно, что работа с дошкольниками — это то, что её по-настоящему увлекает, и она задумалась о возможности в будущем работать именно детским воспитателем.
И это время пришло. Получив приглашение стать штатным воспитателем в группе, Юлия Фёдоровна начала размышлять о том, как можно улучшить качество взаимоотношений между воспитателями и родителями детей.
Идея пришла как бы сама собой: надо в первую очередь усилить информационный обмен с родителями. Благо, что новые информационные технологии легко позволяют сделать это. Главная проблема — преодолеть консерватизм людей.
Выбор пал на использование мобильных телефонов, так как они имеются практически у каждого. А в качестве способа связи был выбрана программа Вайбер (Viber). Эта программа сейчас — одна из наиболее популярных. У многих родителей она была уже на мобильниках, а те, кто её не имел, получили ссылки для её скачивания.
А дальше, как говорится, дело техники. Все родители получили доступ в чат «Наши детки», который организовала Юлия. Этот чат сразу же вызвал у них неподдельный интерес.
Возможная обратная связь быстро сплотила коллектив родителей. Теперь все они имели возможность онлайн общаться и между собой, и с воспитателями группы.
Чат даёт множество различных возможностей. Это и доска объявлений, и трибуна для высказывания личных мнений по тем или иным вопросам, и место обсуждения многочисленных мероприятий, проводимых в саду.
В течение дня воспитатель часто размещает фотографии, на которых родители могут увидеть своего ребёнка и видеозарисовки из жизни группы.
Идея использования чата для общения воспитателей с родителями конкретной группы сада быстро прижилась. Теперь кажется удивительным, почему она никем не использовалась в детском саду раньше. А идея действительно интересная и легко внедряемая. Воспитатели других групп уже начинают осваивать это новшество.
Думается, что последовать примеру этого сада было бы интересно и другим дошкольным учреждениям.