| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Когда и как на земле появились оборотни? Поверья древности


Когда и как на земле появились оборотни? Поверья древности

Сразу предупрежу: если уважаемый читатель рассчитывает на мистику в рассказе, то совершенно напрасно: кровавые истории с участием потусторонних сил не являются в нем основной темой. Ведь вера в оборотничество возникла у наших далеких предков из убеждения о родственных связях и близости животных с людьми.

Индейские мифы повествуют о том, что люди и животные были прежде едины, а различались лишь одеждой. Облачение зверя в шкуру считалось временным явлением, так сказать, «прикидом на выход», а у себя дома - в норе или берлоге - он вполне мог ее снимать, становясь человеком. Потому и обрядовые костюмы предусматривали звериные шкуры и маски.

По утверждению С.А.Топорова, «идея оборотничества вообще приурочивается обычно к тому животному, которое в данной стране служит главным предметом почитания, представляя особую опасность для человека». Если в Европе это, чаще всего, волк, то в иных регионах - тигр, ягуар, леопард и т.д.

В бушменском предании женщина превращается во льва и охотится на антилоп, чтобы накормить мясом голодного мужа (о том, почему он сам не мог добыть пропитание для семьи, умалчивается). В чукотских и китайских сказаниях фигурируют женщины-лисицы. Верховное божество обских угров имело сыновей, которые обращались кто в лебедя, кто в гуся, кто в ястреба, кто в щуку. Марийская богиня очага Юртава оборачивалась то черной кошкой, то серым зайцем.

Любопытно, что способностью к оборотничеству часто наделялись герои-первопредки тех или иных племен. За примерами далеко ходить не надо. Наш былинный богатырь Вольга Святославич превращался в волка, а то и в сокола и даже в муравья. У саамов Мяндаш-дева становилась оленем, и сын ее, Мяндаш-парень, тоже обладал аналогичной способностью. А Василиса Прекрасная, что рядилась в лягушачью кожу? А Царевна Лебедь? А Финист - Ясный сокол? Нельзя не отметить, что речь идет в этом случае о самых что ни на есть положительных персонажах, и никакого зла в превращениях не усматривается.

Как же случилось, что оборотни стали представляться чудовищами? Подобное верование возникло из того, что оборотничество стало в обязательном порядке приписываться колдунам, шаманам и знахарям. Суеверия русичей предписывали, что они могут представать в виде волков, собак, лошадей, кошек, свиней, жеребят. В украинских и белорусских поверьях они появлялись в облике свиньи, собаки, кошки, сороки, жабы; в парагвайских и малайских - в образе тигров, в бушменских - в виде шакалов. Вот отсюда и проистекают страхи перед оборотнями.

Индейцы племени майя полагали, что колдун, представший в образе животного (собаки, поросенка), способен взглядом убить человека; малайские семанги считали, что в зверином обличье колдуны поедают людей, как живых, так и мертвых, причем вместе с костями.

Геродот сообщал о свидетельствах греков и скифов относительно невров, обретавшихся, кстати сказать, на земле белорусской, которые все сплошь были чародеями и на несколько дней в году становились волками. Сами белорусы верили в особых чаровников, превращающихся в волков, которых ни убить, ни изловить невозможно.

Но почему же колдунам у разных народов непременно приписывалось оборотничество? Да потому, что считалось, будто они понимают язык зверей и птиц, т.е. родственны им. Вот так перевернулось древнейшее представление о связи всех людей с животными, оставленное лишь для особой, ведьмаческой категории.

И на этом основании в пору мрачного средневековья всех заподозренных в колдовстве отправляли на костер. Появился даже термин - ликантропия (в современной медицине так называют форму умопомешательства, при которой больные воображают себя превращенными в зверей, преимущественно в волков). Собственно говоря, здесь можно усмотреть процесс отдаления человека от природы, выжигания стародавних представлений об общности людского мира с другими ее царствами.

Даже способы обретения животного образа постепенно менялись. Если сначала (сообразно первобытным представлениям о шкуре/коже как одежде) достаточно было обрядиться в звериный либо птичий или рыбий костюм, то затем процедура стала предусматривать кувыркания, удары оземь, прыжки через определенным образом расставленные колышки.

И область превращений по мере переноса акцента с почитания животного на приписывание ему злого умысла стала расширяться. Появились взгляды, что колдун-оборотень может и другим людям придать зооморфный вид. Например, у славян (русских, украинцев, белорусов) возникло такое поверье: колдун, не приглашенный на свадьбу, может превратить новобрачных (а то и вместе со всеми гостями) в волков. Саамы посчитали, что колдуньи-нойды способны из человека сотворить кошку, а парагвайцы сочли возможным обращение людей по воле колдуна в выдр.

Меняется мир, меняются взгляды. Человек забыл язык зверей и птиц, извел многих из них, оставил в прошлом представления о родственных связях, засорил и замусорил сушу и воды Земли, дав природе иное название - окружающая среда. Не находите, что звучит несколько высокомерно? А вот если бы память предков вернулась, стали бы люди относиться к животному миру по-родственному?

Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa
Просмотров страницы: 260





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413