Габриэль Метсю, «Девушка за туалетом». Почему она безрадостная?
Во времена «золотого века голландской живописи» появилось заметное количество картин, изображающих разгульных солдат в тавернах, в караулках. Эти картины получили название «казарменных». В то же время было написано множество полотен, связанных с блохами и вшами. И у них нет такого группового названия. А, тем не менее, они это вполне заслужили. Без сомнения, их можно называть «вшивые».
Они есть у многих художников. С одной стороны, художникам эти маленькие коварные бестии тоже досаждали, с другой – полная свобода в изображении женщин: хоть одетых, хоть раздетых, хоть полураздетых, поодиночке или с помощником в ловле кусачих гадов.
Среди таких произведений – работа Габриэля Метсю «Девушка за туалетом»...
Небольшая тесноватая и бедновато обставленная комната. У настежь раскрытого окна – столик. На столике – поднос с какой-то бумагой, сложенной гармошкой, нечто вроде пялец. Слева у обреза картины – прислоненное к стене зеркало, перед ним – страусиное перо. Зеркало разбито, из него вылетел осколок. За столом сидит молодая женщина с красными глазами. За ее креслом – старушка вычесывает волосы частым черепаховым гребнем. На плечах молодухи – пелеринка.
Передний план украшает виолончель (между прочим – пятиструнная, в отличие от современных четырехструнных). Виолончель опирается на сундук, на котором лежит нотная тетрадь. Виолончель – самая дорогая вещь в комнате. Есть еще один примечательный предмет – шкатулка, стоящая на пяльцах: красное дерево, металлические набойки на углах, ручка с привязанным к ней ключиком.
Судя по всему, в ней нет украшений (потому что их нет на девушке), скорее всего, это подарок возлюбленного и там лежат любовные записки.
На заднем плане справа – альков, кровать.
Комната, в которой это происходит, видимо, расположена в очень богатом доме, если не сказать – в замке, на первом этаже. О том, что этот этаж первый, говорит открытая ставня из грубо обработанных досок. И петли у нее довольно солидные, и решетка на окне – защита от грабежей.
Девушка, судя по всему, – музыкантша, виолончелистка, играет в ансамбле или оркестре владельца замка. Казалось бы, не так уж это и плохо. Но что-то у девушки не так: красные заплаканные глаза, устремленные в разбитое зеркало. Как будто в нем она что-то хочет рассмотреть. И у старушки сострадательное выражение лица (наверное, она приходится девушке матерью, есть портретное сходство). На их головы свалились какие-то неприятности.
Одну из неприятностей можно уверенно назвать: вши. Именно ими занята сейчас старушка. На столе – бутылочка с каким-то снадобьем (притирание от паразитов?). Но вряд ли это самое большое несчастье. Разбитое зеркало – символ разрушенных надежд. Возможно, что девушку увольняют, это ее последний день в замке. Возможно, что в результате любовных приключений она забеременела (есть какой-то смутный намек в изображении живота).
На улице – разгар лета, прекрасная солнечная погода. Но нашу красавицу это не радует. Ей надо идти на репетицию, готовиться к выступлению, а настроение – хоть святых выноси. И причина, скорее всего, – в смятой бумаге, лежащей перед ней на блюде.
Старушка расчесывает волосы, вошки падают на пелеринку, девушка плачет... Что-то будет завтра?
Габриэль Метсю, Женщина за туалетом, 1654, 65х58 см, Norton Simon Museum, Pasadena, США