| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


За что мы любим соцреализм? Кино и квартирный вопрос


За что мы любим соцреализм? Кино и квартирный вопрос

Оставим в стороне давнее беспокойство отдельных читателей – надо ли и позволительно ли вообще писать о соцреализме? Какой тут вопрос? Конечно, можно и нужно. Это ведь наша история, так? А значит, осмыслять ее – дело полезное. Поскольку сие есть польза несомненная для извлечения уроков и недопущения оного впредь. Опять же как впечатление очевидца и ушеслышца. Так что писать будем. Бум, баушка, меняться, бум.

Мы уже тут разобрали наш любимый социалистический реализм на примере живописи, правдивых очерков журналистов о трудной жизни на Западе и даже на примере музыки. Но не охватили мы самый массовый вид искусства – кино. Кстати, все ли знают, что висевшая на всех без исключения кинотеатрах кумачовая фраза «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» – суть циничная подделка и передергивание кремлевских лакировщиков? Ибо в полном виде высказывание дорогого нашего бревнотаскателя и председателя Общества Чистых Тарелок (а какими же им еще быть, коли кушать нечего) звучало как «В условиях поголовной неграмотности населения из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Жаль, что он постеснялся сказать «балаган». Но перейдем к делу...

За что я люблю фильмы в жанре социалистического нашего реализма, спросит меня неизменный Назойливый Читатель. И я отвечу: за правдивость. И дальше вы увидите, почему.

Тут подскочит Возбужденный Читатель и начнет с проклятиями и с пеной у рта обвинять меня в недостатке благостности. В порыве внедрить в ближнего кротость и всепрощение такой индивид готов шкварить дубиной, пока все окончательно не станут кроткими, как сытые мыши на складе списанного печенья. А какая может быть злоба – одно счастье, потому что я тут намедни опять посматривала (то есть в фоновом режиме) фильмец такой советский, «Взятка», по сценарию В.Ардаматского.

Ну люблю я советские фильмы 50-80х, что поделать, очень уважаю. Во-первых, можно рассматривать интерьеры и моды соответствующих годов. Это ностальгично. Хотя спутник жизни и закатывает глаза. Он чужд этим движениям души, ему подавай звездолетчиц с бюстами, жизнь рептилий или происхождение игуанодона.

А во-вторых и в главных – люблю я соцреализм, ну люблю. По принципу «взгляните, коллега, какой великолепный гнойный аппендицит». Это же чистое наслаждение, когда в советской вечерней школе, например, тема урока по истории называется «Проблема фаворитизма при дворе Екатерины Второй», и все глубоко изучают вопрос, при этом заботясь друг о друге так, что родной маме бы за такую заботу и то посулил бы нехорошего. Я это люблю. Потому что я помню, что такое были эти вечерние школы...

Но «Взятка» эта – просто какой-то апофеоз. Кто не видел – рассказываю. Год выпуска 83. Артисты так, ничего себе, не сказать, чтоб плохие. Но сюжет просто образцовый. Пробу ставить негде от и до. 83-й, товарищи, на дворе год. В малюсенькой квартиренке-хрущобе живет семья ветерана: ветеран с женой, две дочери, муж и дети одной из дочерей. Выпукло живописуются муки тесноты – зять пишет диссертацию в ванной и т.д. Верю, всяко бывало. Ничего дивного.
И вот они все жутко удивляются: что ж такое? почему ж квартирку не дают? Дочь-врачиха, которая замужняя, вся заморенная с безнадежным лицом ходит в исполком и тоненьким голосом просит квартирку, а ей, конечно, не отказывают – у нас же в конституции есть право на жилье – но и не дают. Она ужасно, просто жутко и горестно изумляется: как же так? не дают квартирку-то. Удивительное дело.
Предполагается, что и зритель 83-го года также искренне изумлен: вот ведь какие отдельные безобразия, оказывается, бывают в отдельных районных центрах нашей необъятной! Скажите пожалуйста! Кто бы мог подумать?

И тут навяливается в коридорах знакомая разбитная бабенка, которая буквально открывает ей глаза: надо дать взятку.

Замученная врачиха потрясена до глубины души, она сметена, убита и ошеломлена: оказывается, у нас дают взятки! за квартиры! мало того – за квартиры, которые и так по закону положены! Да вы что?!!

Предполагается, что потрясен и зритель. Фильм буквально душу простому человеку выворачивает: у нас! взятки! в исполкоме! в квартирном отделе! Обалдеть. Буквально сенсация. Даже предположить было невозможно... Нечто неслыханное! В голове не укладывается! Весь пафос фильма направлен именно на это: всеобщее глубочайшее изумление таким фактом.

Это не комедия, тут все серьезно. Ситуация в квартире меж тем нагнетается: младшая дочь тоже надумала выходить замуж, жить у его родителей она не хочет, а привести его в эту помесь трамвая со скворечником невозможно, т.к. даже клозет уже заселен зятем с диссертацией. Измученная врачиха сдается и собирает деньги на взятку – 900 рублей (отдельно заметим: учитывая, что им дают две квартиры, сумма – анекдотическая, в реале столько стоил один квадратный метр).

Взятка дана, ордера получены, назревают радостные события: свадьба младшей сестры и написание местной газетой статьи «Как у нас заботятся о ветеранах».
Нет, конечно, квартиры вообще-то давали – очередникам, давали ведомственные квартиры специалистам, потом были всякие полярники, туберкулезники и тому подобное. Но просто так прийти в исполком и объяснить, что вам стало тесно и «дайте квартирку» – это чистая фантастика. Сначала надо было стать на учет, а на учет ставили тех, у кого на человека приходилось менее 6 кв.м. Если 6.1 – уже не ставили. Если не дать на лапу. Ну и после того, как поставят, стоять в очереди надо было лет 15, желательно работая при этом на большом предприятии... Все это плюс какая-то доля квартир, упасенных исполкомами, и давало почву для совершенно бешеного масштаба взяточничества и злоупотреблений. Знали это ВСЕ, кроме совсем уж тронутых членов РСДРП с 1892 года. (Маленькое примечание – категорически прошу избавить в обсуждении от сравнения с сегодняшним днем: это не соприкасается с темой статьи никаким боком. Держитесь темы).

Вернемся к фильму. На свадьбе, однако, выясняется, что жених-то – сын того самого заведующего квартирным отделом райисполкома, и даже сама его подручная взяткобрательница (ее играет Федосеева-Шукшина с изобразительной мощью окон РосТА) тоже на свадьбе присутствует и поет пошлейшую песню «Нет чайки прэлэстной».

Измученной врачихе не в радость уже никакая жилплощадь. По сравнению с ее моральными терзаниями Раскольников – просто веселый зайчик и Незнайка в Солнечном городе. А тут еще перед глазами жирует наглая взяточница с чайкой прэлэстной. Как назло еще старик ветеран, днями не затыкаясь, вещает о заботе партии и правительства. Но она-то знает правду! И чернеет на глазах, как очищенный молодой орех. Последней каплей становится как раз статья: журналист фокстерьером резвится, собирая у семьи материал для газеты. Терпение лопается, и врачиха закатывает ошеломляющую мегаистерику с криком Я ДАЛА ВЗЯТКУ!

Журналист потрясен еще даже больше, чем несчастная врачиха. Он в жизни такого не слышал! Это буквально взорвало ему мозг! Взятка в исполкоме за квартиру! Непредставимо! Пока он подбирает с пола челюсти и вправляет глаза, а врачиха издает ультразвуки, ветеран – который потрясен ЕЩЕ гораздо больше (вот в это я легко могу поверить, советские старики – это тот еще артефакт) – умирает от сердечного приступа.

Дальше происходят расследования и разоблачения, негодуют справедливые следователи, партбюро исключает взяточника из партии (там все тоже потрясены, изумлены до глубины души и произносят чудеснейшие, восхитительные речи про «тысячи честных людей трудятся в исполкомах на квартирном вопросе, а вот такой ОДИН», и т.д. и т.п.).

Вообще количество изумлений тем, что у нас! дают! взятки! за квартиры! как?! как такое возможно?!!!! – просто астрономическое. Как в упомянутом Ильфом-Петровым произведении Листа, где после «быстро как только возможно» следует «еще быстрее». Вишенкой на пироге становится сын заведующего квартирным сектором, который а) работает рабочим на стройке и б) тоже не представлял себе, даже не мыслил, что в исполкоме может свершаться такое аццкое дело. «Нет у тебя сына!» – бросает он негодяю и уезжает строить коровники на Крайний Север (я не шучу, так в фильме).

В общем, порок наказан, взяточники схвачены, слова «таков закон!» – звучно произнесены. Чистая помыслами молодежь отрекается от родимых пятен. Конец.

Зачем я так подробно это рассказываю? Кто видел, тот не забудет, а кто не видел и по возрасту всего этого не застал, все равно не поймет главного: того, что и все зрители, и все артисты, и вся съемочная группа, и все, кто хоть когда-то имел дело с исполкомом (то есть вообще все), и сам Ардаматский, несомненно прекрасно ЗНАЛИ, что в исполкомах не то что берут – ХАПАЮТ, причем ВЕЗДЕ и всегда, и дети их не работают на стройках, и что НЕ БЫВАЕТ таких журналистов, которые этого не знают, и все знали, что зрители это знают, и зрители знали, что они знают, что зрители это знают.

И тем не менее, сценарий был написан и утвержден, фильм снят, и ни одна душа не спросила: Ардаматский, а что ж ты врешь-то так, а? Потому что это было – НОРМАЛЬНО.

Вот это и есть подлинная, глубинная суть соцреализма – художник (в широком смысле) пишет благостную картину, и при этом знает, что зритель-читатель знает, что это вранье, и зритель знает, что автор понимает, что зритель ему не верит, не поверит и верить не должен. Главное – изобразить «как надо». А то и премию получить.

Автор: K. Ю. Cтapoxaмcкaя
Просмотров страницы: 263





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Всемирный день авиации и космонавтики
Всемирный день авиации и космонавтики



Зачем и как начать кататься на роликовых коньках?
Зачем и как начать кататься на роликовых коньках?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Почему возникает одышка и стоит ли ее бояться?
Почему возникает одышка и стоит ли ее бояться?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413