| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Соберем грибное лукошко... в фольклоре?


Соберем грибное лукошко... в фольклоре?

Грибов в мифах, легендах и преданиях множество: то в качестве героев, то в виде магических знаков. Давайте посмотрим, чем характеризовалась их символика в разных культурных традициях.

Связные иномирья

Представления о принадлежности грибов к потустороннему миру имеют место у славян. Чешское присловье «тогда ты еще ходил по грибы» или «...еще грибы пас» употребляется в значении «тебя еще на свете не было».

Индейцы и сибирские народы с давних времен принимали галлюциногенные грибы во время религиозных праздников. В ненецкой ворожбе по количеству съеденных шаманом мухоморов определялось число изгнанных им злых духов.

В японской сказке бедняк Коскэ, аналог нашего Емели, отведал красных грибов и веселился весь день, а на следующий накормил ими местную Несмеяну вместе с ее отцом - правителем и царедворцами, которые сразу впали в буйное веселье, быстро перешедшее в свадьбу героя с принцессой.

В Индонезии считалось, что поев неких грибов, люди обретают способность говорить на разных языках. В Мезоамерике на рубеже новой эры появились скульптуры грибов-идолов, а за 3,5 тыс. лет до этого - изображения танцующего шамана с грибом в руках. На Среднем Западе говаривали: «Растущие на соснах грибы в конце февраля кричат «Хохохохо!» (их тоже применяли в магических целях).

Демонические существа

Достаточно привести названия некоторых грибов, чтобы убедиться в том, насколько они выразительны. У русских: «собачий  гриб», «чертов табак»; у словаков: «вороний помет», «борода еврея», «цыганский гриб»; у поляков: «бычьи яйца» и т.д.

В славянской народной демонологии грибы являются живыми существами, обладают даром речи, превращаются то в жаб и червей, то в золото, способны отбирать у людей силу и здоровье. Растущие кругами грибы русичи испокон веку называли «ведьмиными кольцами».

В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях», на Чукотке тоже сохранились предания о лесных девушках-мухоморах, которые заманивают охотников в лес.

Нивхи не ели грибы, полагая их пенисом черта или его ушами. Поляки и белорусы считали грибы заколдованными ведьмами или карликами. На русском Севере, напротив, верили, что грибов в лесу не будет, если под дождем искупалась ведьма. Народ куива не сомневается, что в этом образе предстают подземные люди в сине-зеленых шляпах, а иногда злые духи, насилующие женщин.

Зато освященные грибы служили оберегом от нечистой силы, от сглаза, использовались в народной медицине.

Божественные дары и дарители жизни

Широко распространена версия о происхождении грибов от грома, например, в результате наказания богом-громовержцем своих детей (античные государства, Индия, Аравия, Дальний Восток, Океания, Северная Америка и т.д.). Это отразилось и в названиях: русский «громовик», словенский - molnjena goba, «молнийный гриб», маорийский whatitiri и т.д.

На тихоокеанских островах, что между Австралией и Америкой, существовала легенда о том, как мужчина Nimei и женщина Niwong, плавая в море, в процессе творения суши создают два гриба и закидывают их в небо: мужской стал Месяцем, женский - Солнцем. Африканские пангве убеждены, что земля возникла из нижней, а небо - из верхней половины древесного гриба.

Славяне сообразно форме грибов делят их на мужские и женские и наделяют брачной символикой. Песенный фольклор белорусов для весенних и свадебных гуляний включал сюжет о том, как девушка приносит из леса мухомор и кладет с собой спать.

По австралийской легенде аборигенов караджери два брата нашли по грибу, удлиненный и уплощенный, подули на них, и в результате те стали мужскими и женскими гениталиями, тотчас возникшими у всех членов племени.

А предание кетов повествует, что мужчины и женщины выросли из семян, брошенных в землю богом Есеем (или Есем), и поначалу жили отдельно: бабы - в чумах, мужики - в лесу, в виде фаллосов-грибов, где их навещали жительницы чумов.

Однажды женщине надоело ходить на свидания, она вырвала мужскую особь из земли и принесла домой, но та увязла на полу и стала совершенно непригодна для использования по прямому назначению. Тогда бог прислал на выручку мужчину, не имевшего собственных гениталий, тот выдернул грибной фаллос, который прирос к нему на радость всему женскому населению. Те же, что остались в лесу, захирели без привету от бывших посетительниц и стали всего лишь грибами, которые едят только русские, не зная их происхождения.

Греки называли грибы пищей богов, а ацтеки - божьей плотью. В даосизме они считаются пищей гениев и бессмертных. А вот в Ягнобской долине Таджикистана существует поверье, что когда Великая мать вытряхивает из своих одежд вшей, то они, падая на землю, превращаются в грибы.

Происхождение грибов связывается и с пищей, которую втайне от Христа ели и выплюнули апостолы. Так, у немцев, украинцев, белорусов и словаков существует легенда о том, что женщина даёт св. Петру хлеб (пирог), тот ест украдкой; Христос спрашивает, что Петр ест, тот давится, хлеб превращается в грибы.

У австрийцев - другой вариант. В пору солнцеворота св. Петр и Господь проголодались, крестьянин дал Петру три золотистых пончика; оба съели по одному, а третий Петр спрятал; по пути стал откусывать понемножку, но каждый раз, когда хотел проглотить, Господь его о чем-нибудь спрашивал, он выплевывал кусок - так появились грибы лисички, вырастающие ко дню летнего солнцеворота.

Много значений у грибного символа. Собрав их в лукошко, не торопясь разберем, что понравилось - оставим и запомним, что не нужно - отложим в сторонку. Так?

Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa
Просмотров страницы: 258





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

День работников гидрометеорологической службы России
День работников гидрометеорологической службы России



Час Земли
Час Земли



Всемирный день театра
Всемирный день театра



День войск национальной гвардии России
День войск национальной гвардии России



Какие три правила помогут похудеть?
Какие три правила помогут похудеть?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413