| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Вокруг света»

Отправить ссылку другу/подруге  


Что держат в своих руках финские атланты? Фонари железнодорожного вокзала Хельсинки


Что держат в своих руках финские атланты? Фонари железнодорожного вокзала Хельсинки

Первый раз я попал в Хельсинки в сентябре. Представляете? Бабье лето. Уже не жаркое, летнее, но ещё достаточно тёплое осеннее солнышко, наполняющее своим светом прозрачный воздух, как бы застывший в ожидании уже не таких и далёких утренних заморозков. Которые, придёт время, и покроют водную поверхность луж чистым хрупким хрусталём первого льда. А пока вот…

Тепло, сухо и легкий, почти неощутимый ветерок, несёт куда-то многочисленные паутинки с маленькими живыми восьмилапыми парашютистами, стремящимися улететь куда-то туда… В теплые края, где не будет ни льда, ни снега. Убежать от зимы? Наивные.

В такую погоду только ходить и ходить по городу, поднимая, несмотря на все старания финских дворников, привычное русскому ботинку, шуршащее под ногами яркое разноцветье опавшей листвы.

Ну, я и ходил. Работы было немного. Пару-тройку часов утром или ближе к вечеру можно было выкроить в неплотном трудовом графике. И почти все прогулки начинались у меня от столичного железнодорожного вокзала. Он же в самом центре города. На Вилхонкату. Рядом со станцией метро Раутатиентори.

А может, совсем и не поэтому. Просто сам по себе вокзал – оригинальнейшее сооружение. Уверен, таких своеобразных зданий не найти больше нигде в Европе. Хельсинский вокзал поражает и впечатляет. Последнее – от слова «впечатывается». В смысле – надолго остаётся в памяти. Вот и у меня… Остался.

Правда, то сооружение, что сегодня стоит на Вилхонкату, 12 – не первый хельсинский… Или правильнее, соотносясь по времени, – не первый гельсингфорский вокзал. 1861 год памятен России отменой крепостного права. А нынешней финской столице тем, что в этом году в Гельсингфорсе был построен первый железнодорожный вокзал.

Но… Шло время. Развивалась промышленность, рос торговый оборот страны. И к началу XX века старое здание вокзала перестало справляться с серьёзно увеличившимися пассажиро- и грузопотоками.

Выход был один. Надо строить новый вокзал. Но если озадачивать подрядчика, то чем? Для начала на руках у заказчика, вообще-то, должен быть проект того, что ещё предстоит построить. Вот в декабре 1903 г. и был объявлен конкурс, в ходе которого планировалось отобрать лучший проект административного корпуса и нового здания вокзала. Учитывая важность поставленной задачи, в конкурсное жюри вошли такие мэтры тогдашней финской архитектуры, как Густав Нюстрём, Хуго Линдберг, Себастьян Грипенберг.

Так и проекты им на рассмотрение представляли далеко не мальчики. Мужи! Поделившие две третьи премии Уско Нюстрём и Ялмар Оберг. Или занявший второе место проект Онни Тёрнквиста. Все они были уже опытными архитекторами. И проекты у них были замечательные. Но первое место компетентное и беспристрастное жюри присудило не им, а Элиэлю Сааринену.

Тому самому Сааринену, по проекту которого в 1900 году был возведен финский павильон на Всемирной выставке в Париже. К 1903 году Элиель был уже опытным архитектором. Так что его первое место не было неожиданностью ни для жюри, ни для него самого. Правда, как считал сам архитектор, победа – ещё не повод останавливаться на достигнутом. И летом, следующего, 1904 г., Сааринен уезжает. Сначала в Германию. Потом – в Англию и Шотландию. И везде осматривает, зарисовывает, изучает… железнодорожные вокзалы. Чтобы, вернувшись, внести в проект изменения. Дополнить его лучшим из того, что увидел.

К декабрю все изменения и дополнения были внесены в проект, приняты заказчиком и с 1905 года работа началась. Хотел написать «закипела», но не уверен, что именно так всё и было. Во всяком случае, возводился новый вокзал целых 9 лет – с 1905 по 1914 гг. Почти наш, родной, обычный и традиционный долгострой.

А когда вокзал был уже практически готов, грянула Первая мировая война. Здание приняло на себя функции военного госпиталя. Естественно, русского. В то время, если кто забыл, Великое княжество Финляндское было составной частью Российской империи. Только после её развала и окончания гражданской войны в Финляндии, в 1919 г., здание начало использоваться, как то и предусматривал первоначальный проект – в качестве вокзала... Для этого его, само собой, пришлось немного подремонтировать. Всё-таки госпиталь и вокзал не одно и то же.

7 миллионов финских марок ушло на строительство. Но они себя оправдали.

Вокзал – грандиозное сооружение из розового гранита, увенчанное тяжелой башней. Говорят, оно является одним из наиболее известных произведений финской архитектуры и олицетворяет переходный этап от национальной романтики к функционализму.

По обе стороны от центрального входа – скульптуры Эмиля Викстрёма. Парные фигуры монументальных атлантов, поддерживающих своими мускулистыми руками не небесный свод. Шары-светильники, которые в самое темное время года, в декабре, горят по 18 часов в сутки.

Живописную постройку с обилием изобразительных рельефных и скульптурных элементов выгодно отличали передовые на то время технологии и конструкции – железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов, а также простота планировки – заблудиться на вокзале невозможно.

Кстати, в Выборге – в те времена еще финском городе с финским же именем Viipuri – эксплуатировался вокзал, как две капли воды похожий на Хельсинкского собрата. Младший родственник столичного вокзала по месту нахождения, но старший – по времени строительства.

Выборгский вокзал был введён в эксплуатацию уже в 1913 г. Его автором тоже был Элиель Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen). В проекте выборгского вокзала явно прослеживались черты, характерные для других работ известного архитектора. Ну, например. Если у центрального входа в здание хельсинского вокзала стоят атланты, то у выборгского вокзала Элиель установил скульптуры двух медведей.

К сожалению, здание выборгского вокзала не сохранилось. Он был взорван в конце августа 1941 г. отступающими из города частями Красной Армии. Радиоуправляемым фугасом… Ну, вот такие мы. Хлебом не корми, дай что-нибудь подорвать. До самого что ни на есть основания…

А Хельсинский железнодорожный вокзал и сегодня продолжает встречать-провожать поезда. И посмотреть на него можно не только на фотографиях...

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 321





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413