| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Русские народные песни. Кто их написал?


Русские народные песни. Кто их написал?

«Калинка», «Славное море, священный Байкал»… С детства знакомые русские песни. Народное творчество… Но откроем песенник и прочитаем следующее: «Калинка» – мелодия и слова предположительно И. Ларионова, а «байкальская» песня – слова Дм. Давыдова. Так что же такое известная нам народная песня и кто ее создал?

Девятнадцатый век

Для того чтобы ответить на вопрос, стоит заглянуть в историю. Конечно, история собирания русской песни началась не в 19 веке. В конце 18-го появились уже первые сборники. Уже тогда было ясно, что русская песня, бытовавшая в сельской местности, отлична от известного в городах авторского творчества. Ведь городская культура была привезена еще Петром из-за рубежа. И большинство сборников представляли народные песни в более понятной и близкой «западной» обработке.

Заложил основательный камень в переосмысление русской народной музыки М. Глинка. В середине 19 века он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен. Фантазия представляет собой обычную для западной музыки форму. А вот темы взяты народные. Таким образом, сложился подход к разработке народного творчества методами западной культуры.

«Могучая кучка»

На М. Глинке дело не застыло. В 19 веке намечался серьезный подъем национального самосознания во всей Восточной Европе. Благодаря этому влиянию и появился в 50-х годах союз русских композиторов, названный В. Стасовым «Могучая кучка».

Возглавил этот кружок М. Балакирев. В его идеологии явно прослеживалась нелюбовь к западному консерваторскому образованию. Все входящие в кружок композиторы были музыкально необразованны в западном смысле. У каждого была своя «земная» профессия. Музыкальное образование композиторов той поры походило на среду авторской песни 20 века. Теория передавалась из уст в уста.

В те времена ругать консерваторию было легко. Не было еще никакой консерватории в России. Первые были созданы в 60-х братьями Рубинштейнами (учились на Западе). Питерская – Антоном в 1862 году (названа была первоначально «Музыкальной школой»), московская – Николаем в 1866-м. А «могучий» кружок собрался еще в 50-х годах.

Однако отсутствие академического музыкального образования не мешало композиторам начала 19 века создавать шедевры. Так, большинство произведений русского романса создано такими энтузиастами. Многие авторы растворились в глубине истории, а песни остались. Таков всем известный «Камыш», который шумел. По стилистике текста и мелодии – это типичный романс. Но живет он как народная песня. Текст дополняется и изменяется, а мелодия может варьироваться.

Новая Россия

Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза – «народной» афро-американской музыке.

«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм. А песня им строить и жить помогала.

Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.

К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.

Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.

Итак

Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении.

Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью.

В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой.

Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

Какая еще бывает, кроме лирической песни, русская народная музыка, стоит более подробно рассмотреть в отдельно.


Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.

Что представляет собой песня?

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть являются непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами. Народная песня – это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем – это «бытовуха»).

И, как и наша сегодняшняя речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые, как филологи, так и музыканты, долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее, музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

Многоголосие

Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества. В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации. Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта.

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности – это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего – пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха. Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня – это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики.

По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Так споем же, друзья!

Автор: Дмитpий Шoмин
Просмотров страницы: 385





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Всемирный день авиации и космонавтики
Всемирный день авиации и космонавтики



Зачем и как начать кататься на роликовых коньках?
Зачем и как начать кататься на роликовых коньках?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Почему возникает одышка и стоит ли ее бояться?
Почему возникает одышка и стоит ли ее бояться?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413