| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     РАЗВЛЕКАЕМСЯ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     ВЕЩАНИЕ ON-LINE
     ДРУГОЕ / РАЗНОЕ
     WEB МАСТЕРУ


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Как на Руси проводились царские свадьбы?


Как на Руси проводились царские свадьбы?

Свадьба – всегда особо волнующее событие в жизни любого человека. У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна – торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни.

На Руси традиции проведения свадебных ритуалов сложились в средние века. Пожалуй, одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена. В российских архивах сохранилось немало документов, позволяющих досконально проследить весь ритуал царских свадеб, проводившихся в течение нескольких веков. Свадебный чин женитьбы царевичей был очень близким к царскому. Кстати, по подобным ритуалам проводились и свадьбы в семьях бояр, окольничих и богатого купечества.

Перед каждым свадебным торжеством составлялся «свадебный чин» – подробный сценарий церемонии с описанием действий всех участвовавших в ритуале лиц, а их было немало. Свадебный чин составлялся в Посольском приказе после досконального согласования с монархом. Назначение на свадебные должности считалось очень почетным, к тому же всем задействованным в свадебной церемонии полагались подарки от царя.

По традиции царские свадьбы проходили в Грановитой палате Московского Кремля (первоначально она называлась Большой золотой), кроме того, использовались Царицына и Жилецкая палаты.

К свадьбе начинали готовиться сразу же после выбора царем невесты, которая получала особый статус и с ближайшими родственниками поселялась в Кремле. В день венчания царя готовили к торжеству в его покоях, а невесту в Царицыной палате. Первой в специально украшенную Грановитую палату входила процессия невесты. Впереди шел священник, кропивший «невестин путь» святой водой, затем свечники, каравайщики, дружки, родственники невесты, получившие соответствующие чины, а уже за ними в окружении свах и сидячих боярынь (им предстояло «сидеть» на свадьбе) шла поддерживаемая под руки невеста. Поддержка невесты была не только данью традиции, но и необходимостью, так как ее наряд мог весить до 20 кг.

Царь выходил в Грановитую палату после невесты, его сопровождал тысяцкий (свадебный распорядитель) и ближайшие бояре. В Грановитой палате происходил своеобразный ритуал подготовки к венчанию. На богато украшенном возвышении (рундуке) был установлен царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя – венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая – свадебная, на ней молодым в опочивальню унесут угощения, а последняя скатерть останется на столе до конца торжеств).

Молодых усаживали за стол и под молитву священника проводили ритуал расчесывания волос, символизирующий прощание со старой жизнью. Обычно расчесывание волос сначала жениху, а затем невесте выполняла жена тысяцкого. Делалось это богато украшенным гребнем, который обмакивали в специально подготовленное вино. После этого на невесту надевали фату, символизирующую невинность и скромность. Молодых обсыпали хмелем, символом плодородия, и обмахивали связками соболей, символом богатства.

В это время гостей угощали хлебом и сыром. Особо почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола. От имени невесты жениху вручались символические подарки (если невеста была из небогатой семьи, подарки готовились за счет казны). А от имени молодых подарки вручались родным, родственникам, особо почетным гостям.

Следующим этапом ритуала было прощание невесты с родителями, которые передавали её жениху. После этого молодые отправлялись в собор на венчание. До второй половины XVII века венчания проводились в Благовещенском соборе, а затем в Успенском. Летом под перезвон колоколов молодые шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной коврами и драгоценными тканями. Зимой же жених в сопровождении свиты первым выезжал верхом или в санях и ждал невесту у собора, куда её привозили в разукрашенных санях. Иногда для большей торжественности подобный способ передвижения на венчание использовался и летом.

Сам обряд венчания практически не отличался от того, что проводится в православных церквях в наши дни. После венчания все возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали в соответствии с заранее составленной росписью. По традиции молодожены на свадебном пиру не ели и не пили, но блюда и вина с их стола могли посылаться особо почетным гостям.

На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно после третей смены блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих отправлялись в опочивальню, куда им приносили на скатерти блюда с царского стола, включающие традиционную жареную курицу. Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот, осыпала молодых хмелем. В опочивальне возвышалась громадная постель, увенчанная балдахином, сооружение которой проводилось по особым правилам. Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые и меховые одеяла, специальное покрывало. Постель получалась высокой, поэтому перед ней ставилась скамеечка. В ноги на постель дополнительно могли уложить царскую шубу.

После ухода царя и царицы свадебный пир продолжался под руководством тысяцкого, но на нем оставались только мужчины. Вслед за молодыми с общего пира уходили женщины, для них накрывали столы в палатах царицы.

Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким и дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями. Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько дней. Давались отдельные пиры от имени царя и царицы, продолжался прием поздравлений. Всем, кто участвовал в свадебных торжествах, раздавались подарки, многие получали очередные чины, поместья, денежные выплаты. В Москве выставлялись угощения для простого люда, раздавались царские милостыни, могла проводиться частичная амнистия узников. Правителям иностранных государств направлялись специальные послания. Во все концы страны отправляли гонцов с известием о царской женитьбе и царице, за здравие которой теперь следует молиться.

Последний раз подобный свадебный ритуал проводился, когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии Лопухиной в январе 1689 года. В годы правления Петра многие исконно русские традиции стали уступать место ритуалам, пришедшим из-за границы. Не избежали этого и царские свадьбы, в которых неизменным оставалось только венчание. Любопытно, что чем дальше от престола, тем меньше изменений вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде свадебные ритуалы без особых изменений просуществовали до начала ХХ века.

Традиции живучи, и в современных свадебных ритуалах сохранились многие отголоски той далекой эпохи.


К.Е. Маковский. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем


К.Е. Маковский Под венец


А.П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века


Царский пир в Грановитой палате


И.Е. Репин. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. (Последняя царская свадьба в России)

Автор: Bлaдимиp Poгoзa
Просмотров страницы: 40





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Древний Аркаим: загадки аномальной крепости
Древний Аркаим: загадки аномальной крепости



Почему женщины изменяют?
Почему женщины изменяют?



Разгар зимы. Чем заняться цветоводу?
Разгар зимы. Чем заняться цветоводу?



Легенда о 12 животных китайского зодиака
Легенда о 12 животных китайского зодиака



Супружеская верность не случайна? Любовь-морковь и прочие эксперименты
Супружеская верность не случайна? Любовь-морковь и прочие эксперименты









| Блог портала | Администратор | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413