| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Вокруг света»

Отправить ссылку другу/подруге  


Какой дворец называют «венгерским Версалем»? Фертёд


Какой дворец называют «венгерским Версалем»? Фертёд

В XVI веке мало кому известный братиславский дворянин, или, если точнее, пожоньский, именно такое имя носил город, исполнявший в то время обязанности венгерской столицы… В общем, чтобы никого не путать – дело так было. Решил Ференц Захарзи сменить фамилию. А в слове и деле своём был он человек твердый. Решил и – поменял благополучно.

И что? Мало ли кто, когда и по какой причине фамилию меняет?.. Навряд ли этот факт из биографии Ференца остался бы в анналах европейской истории, если бы не его славные потомки, немало сделавшие для того, чтобы спустя многие столетия новая фамилия пожоньского дворянина оставалась на слуху.

Кто-то из нас любит сладкое, кто-то – не очень, но торт к празднику покупают почти все. Ну, а кто не покупает, тот его, как правило, сам печёт. А чтобы перед гостями не опростоволоситься, перед тем, как из кухонного шкафчика достать муку, а из холодильника – молоко, сметану или сливки, не грех предварительно и в какую толстую книжку с рецептами заглянуть. Кто это делал, да ещё если и не один раз, тот должен помнить, что есть такой… Ну, оч-чень вкусный тортик с оригинальным именем – Эстерхази.

Профессиональные кондитеры поговаривают, что автором этого рецепта был не кто иной, как князь Пал Антал Эстерхази. Австрийский военный деятель, фельдмаршал, основавший в Кишмартоне (нынешнем Айзенштадте) музыкальную школу.

Но сегодня – не о нём. О его младшем брате – Миклоше Иосифе, который ещё при жизни получил прозвище «Великолепный». И не просто так получил. Дыма ж без огня, как правило, не бывает!

Ну, согласитесь, как ещё можно назвать человека, характер которого полностью соответствовал его неофициальному девизу: «Всё, что Кайзер делает хорошо, я должен сделать ещё лучше!». И делал. Благо, средства позволяли. Князь был не «одним из самых», а самым богатым из всех венгерских дворян того времени. Так что мог себе позволить… Не только то, что могли себе позволить исключительно европейские монархи, но и более того. То, о чем они даже и не мечтали.

Вот, казалось бы, чего ему не хватало? Был ведь в родовом имении Эстерхаза, возведенный в 1720 г. ещё папенькой – Йожефом Эстерхази – охотничий замок: 20 комнат, 2 парадных зала, за три месяца построенные ни кем бы там… Известным венским архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли.

Ну, чего ещё?! От добра добра, как известно… Нет. У Миклоша должно быть не просто хорошее. Или лучшее там. Самое лучшее должно! Чтобы во всей Венгрии, как минимум, такого – больше ни у кого.

И ведь сделал! Причем, в рекордно короткие сроки. Всего три года – с 1763 по 1766 год – продолжалось строительство, в результате которого удалось создать архитектурную жемчужину, и сегодня считающуюся самым большим и самым красивым дворцом Венгрии в стиле барокко. Дворец Эстерхази. Или, как его стали именовать почти сразу после завершения строительства и продолжают называть до сих пор – «венгерский Версаль».

Охотничий замок был серьёзным образом перестроен и расширен за счёт боковых зданий, подковой охвативших внутренний дворик, центр которого украсил огромный фонтан со скульптурами дельфина и херувимов. На главном входе посетителей дворца поражали созданные в 1764-66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле, кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства. На разделяющих отдельные части ворот колоннах в качестве почетного караула встали резные каменные вазы в стиле рококо.

Над главным входом во дворец расположился поддерживаемый парными колоннами балкон, на который можно попасть по двухмаршевой пандусной лестнице, богато украшенной фонарями, статуями и оригинальными коваными перилами.

В самом же здании было оборудовано 126(!) комнат. И каких! Одна лучше и богаче другой.

На первом этаже расположились помещения для отдыха, летняя столовая и, пожалуй, самое красивое помещение дворца – зал для приёмов. Оформленный в итальянском стиле, он напоминает грот, пол которого выложен белыми мраморными плитами. В тон ему – стены, частью для контраста подкрашенные мягкой, успокаивающей глаз зеленью. На сводчатом потолке изображены мифологические сюжеты и танцующие ангелы, в руках которых цветочные гирлянды в форме фамильного вензеля семьи Эстерхази – латинской буквы «Е».

Здесь же, на первом этаже, можно полюбоваться установленными в банкетном зале скульптурами Иоганна Росслера.

Сохранились в замке и прекрасные фрески Йозефа Милдорфера, одного из тех многих венских живописцев-академиков, которые по приглашению Миклоша Эстерхази работали во дворце, оформляя его интерьер. На потолке парадного зала, например, изображен Аполлон на колеснице, на которую откуда ни посмотри – ощущение всё равно такое, будто выезжая прямо из неба, колесница мчится прямо на тебя, грозя буквально через считанные секунды повергнуть ниц и в плоский блин раскатать по полу неосторожного посетителя…

Но впечатление обманчиво. Четыре скульптуры, изображающие времена года, как стояли два с лишним века тому назад по углам зала, так и сегодня – в целости и сохранности. Не смяла и не растоптала их колесница грозного греческого бога.

И это – только несколько комнат из тех 126, что были богато декорированы в стиле рококо и обставлены великолепной мебелью, гобеленами, часами, венецианскими зеркалами и картинами из обширной коллекции князя.

Правда, золотой век «венгерского Версаля» длился недолго. В 1790 г. Миклош Эстерхази скончался. Его потомки переехали в основное семейное поместье – Кишмартон (Айзенштадт), перевезя туда большую часть картин, мебели, предметов роскоши. А дворец в Эстерхаза был практически брошен на произвол судьбы. Его помещения использовали в качестве складов, конюшен. В здании самого дворца во время Второй мировой войны располагался госпиталь. И, как печальный, но вполне прогнозируемый результат – почти полная утрата интерьеров, бывших когда-то гордостью не только Миклоша «Великолепного».

Но… Не всё так плохо, как кажется. В 1958 г., после тщательной реставрации, восстановивший свой величественный облик дворец Эстерхази снова открыл свои кованые ворота перед посетителями. В 2004 г. имение «пережило» ещё один грандиозный ремонт, в ходе которого реставраторы перекрыли всю крышу основного здания и пристроек, восстановили систему отопления, заменили окна. Так что сегодня «венгерский Версаль», пожалуй, даже лучше и величественнее, чем был при князе Миклоше.

Только не надо искать на карте Венгрии населенного пункта «Эстерхаза». В 1950 г., после его объединения с селом Шюттёра, у поместья другое имя. Фертёд.

А Фертёд, он же... Буквально в двух шагах от Шопрона. 25 километров на юго-восток от «самого средневекового» города Венгрии.

Так что если вдруг кто-то когда-то попадёт в Западно-Задунайский край… Ну, мало ли?! Ни в коем случае нельзя проезжать мимо маленького венгерского села Фертёд, в котором и жителей-то… Всего 3 тысячи. Но поверьте, Фертёд стоит если не мессы, то хотя бы того, чтобы остановиться и посмотреть великолепный «венгерский Версаль». Лучше один раз увидеть…


Фонтан со скульптурами дельфина и херувимов...


Один из маршей пандусной лестницы


Кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства


Французский сад позади Дворца

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 362





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413