| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Приятного аппетита»

Отправить ссылку другу/подруге  


Кошерно - это вкусно?


Кошерно - это вкусно?

Один мой товарищ, любитель разнообразного экстрима, открыл закон природы, который он назвал «законом Миклухо-Маклая». Закон этот формулируется так: «В незнакомом месте ешь то, что едят местные жители». Приятель утверждает, что закон этот так же незыблем, как закон Архимеда или же правило буравчика.

Какую только необычную еду он не пробовал в дальних странах! Иной раз приходилось преодолевать подступающую к горлу тошноту, но закон Миклухо-Маклая ни разу его не подводил. На здоровье товарищ до сих пор не жалуется.

Так что, побывав в Израиле, одну из особенностей страны, кашрут, он принял без удивления, и даже с некоторым удовлетворением. А поскольку «прогулки» по самым экзотическим краям сделали из него стихийного этнографа и антрополога (потому-то и закон – Миклухо-Маклая!) он даже попытался по-научному разъяснить некоторые особенности еврейской кухни.

Пищевые пристрастия, а значит и запреты, существуют у всех народов мира. Кашрут – это система разрешений и запретов, определяемых еврейской религией. Запретов не только пищевых. Однако разговор о кашруте, как правило, возникает вокруг еды.

Главный пищевой запрет у евреев, так же как и у их соседей-арабов – запрет на употребление свинины. Запрету тому можно отыскать несколько объяснений. Одно из них, самое распространенное: свиное мясо легко поражается мелкими червячками-трихинеллами. Съев такое мясо, человек сам себя заражает паразитами, от которых потом очень сложно избавиться. Другое объяснение: свиной жир в жарком климате усваивается организмом хуже, чем, например, бараний. К тому же для такого усвоения требуется много воды. Именно этого резона придерживался мой приятель-экстремал.

Антропологи дают свое объяснение: дикий кабан был тотемным животным у пастухов, кочевавших по пустыне, общих предков евреев и арабов. Покровителем племени, воплощением духа умерших предков. Естественно, что тотемное животное не убивали и в еду не употребляли.

Среди богов ближневосточного пантеона дикий кабан символизировал бога Таммуза, периодически умирающего и воскресающего. Смерть Таммуза приходилась на день зимнего солнцестояния в конце декабря, а его возрождение отмечали в день весеннего равноденствия. Именно этого бога поминал в первой главе «Мастера и Маргариты» высокообразованный и несчастный Михаил Александрович Берлиоз.

На самом деле все эти объяснения весьма спорные, а человеку религиозному – даже излишние. Раз Бог сказал, надо выполнять, а не объяснять.

Запрет на употребление свинины и у евреев, и у мусульман понимается очень широко. Например, нельзя использовать изделия из свиной кожи. Благодаря этому обстоятельству хитрые венецианцы в 828 году вывезли из Александрии мощи покровителя своего города, святого Марка. Тело этого старого еврея они пронесли на корабль в корзине, прикрыв его сверху свиными тушами и шкурами. Естественно, что таможенники – все правоверные мусульмане – даже пальцем не коснулись богомерзкого груза.

В Священном писании перечисляются признаки, по которым мясо животных может или же не может употребляться в пищу. Кошерное животное должно быть жвачным и парнокопытным. Таким образом, говядину, баранину и козлятину употреблять в пищу можно. Из диких животных кошерными являются олени, лоси, горные козлы и даже жирафы. А вот верблюдов и кроликов с зайцами евреи есть не будут – жвачные они, но не парнокопытные. Пресловутая свинья же, наоборот, парнокопытное, но не жвачное.

Мясо хищных птиц некошерно. Это тоже можно объяснить. Например тем, что они питаются падалью. Но – повторю еще раз – для религиозного человека объяснения никакой роли не играют. Работает принцип: сказано Богом – исполняем. Проблем же с потреблением правильно умерщвленных кур, перепелов, уток, гусей и голубей нет.

Только что было упомянуто еще одно очень важное требование кашрута. Кроме того, что убиваемые животные должны быть абсолютно здоровы, их следует еще и правильно забить. «Правильно» значит, что расставание с жизнью должно происходить с минимальными мучениями. Обычно животному острейшим ножом перерезают артерии, и оно очень быстро умирает от потери крови, как бы засыпает. Кошерный забой животного требует большого умения, и в еврейских общинах этим занимаются специально обученные люди – шохеты.

Вследствие строгих правил, предъявлявшихся к правильному забою животных, европейские средневековые молодецкие забавы, вроде охоты или же корриды, не прижились среди евреев. Да и с точки зрения правоверных мусульман, мясо животных, убитых таким диким способом, также не пригодно в пищу. Кстати, употребление крови тоже запрещено под любым видом. Никакой кровяной колбасы! И никакого бифштекса с кровью! Мясо животных тщательно обескровливается. По мнению некоторых гурманов, от этого оно становится менее вкусным.

Что касается рыб, есть можно только тех, что имеют чешую и плавники. Поэтому некошерны акула, угрь, осетр. Кстати, по последней причине черную, осетровую, икру в Израиле можно купить только в специальных «некошерных» магазинах. Красную же икру продают и подают везде.

Прочие морские обитатели хотя и вкусны, но абсолютно некошерны. Для еврейской кухни не существуют раки, крабы, устрицы, кальмары и прочие каракатицы. Правда, кошерные суши – объективная реальность, данная нам в очень неплохих вкусовых ощущениях.

А вот все насекомые несъедобны (кроме саранчи). Единственное некошерное насекомое, продукт которого разрешен к потреблению – пчелы.

Есть в еврейской кухне еще одна особенность, которую простые люди принимают как данность, а ученые и богословы пытаются своими методами объяснить необъяснимое. Запрещено смешение молочных и мясных продуктов. Бутербродик с маслом и колбаской – для евреев такой же кулинарный нонсенс, как говядина под сливочным соусом. Разделение блюд на мясные и молочные – очень строгое. Те, кто бывал в израильских гостиницах, наверное, помнят, что завтраки там всегда молочные, а обеды и ужины – мясные. Между приемом молочных и мясных блюд должно пройти около часа.

В связи с принятым у евреев раздельным приемом мясных и молочных блюд издавна возникала проблема с изготовлением твердых сыров. Традиционно молоко для твердых сыров сквашивали с помощью сычужного фермента, получаемого из желудка коров или телят. Кашрут запрещает такое смешение молочного и мясного продуктов. Следовательно, никаких сыров? Ничего подобного! Сейчас в Израиле производят много сыров, используя для сквашивания молока искусственно производимый фермент реннин. Впрочем, гурманствующие снобы (или же снобствующие гурманы?) уверенно заявляют, что равнять эти сыры с французскими бесполезно.

Есть продукты не мясные и не молочные – фрукты, например. Называются они «парве». Такую пищу можно есть когда угодно и без запретов.

Мусульмане строгого разделения молочных и мясных блюд не придерживаются. Зато у них другой запрет – на спиртное. У евреев же вино почитаемо. Наступление субботы или праздников отмечают среди прочего и бокалом вина, над которым произносят специальное благословение. Кстати, вино тоже должно быть кошерным.

Среди еврейских пищевых запретов стоит упомянуть еще недельный запрет на дрожжевой хлеб в весенний праздник Песах.

А сейчас, рассказав вкратце о правилах кашрута, которых с давних времен придерживаются евреи, заметим, что вопрос, вынесенный в заголовок статьи, некорректен. Введение ограничений на употребление тех или иных продуктов не влияет на вкус приготовляемых блюд. Израильская кухня, являющаяся частью кухни средиземноморской, без всякого сомнения, обильна и вкусна. Очень много овощей, фруктов и пряностей. Широко употребляется хумус (турецкий орех), признанный фаворит ближневосточной кухни.

Многие из репатриировавшихся в Израиль «русских» евреев тоскуют по свинине и по салу. Тоску эту легко разгоняют вкусные и разнообразные кошерные мясные блюда. А еще жаркий климат и другой питьевой режим. Дерябнуть рюмку водки и закусить сальцем в холодный морозный день – большое удовольствие. Но по здешней жаре об этом и подумать тошно. Ничего не поделаешь, закон Миклухо-Маклая, как было сказано, незыблем! Нарушать его – себе дороже.

Таким образом, сообщение о кошерности или некошерности заведения общественного питания ничего не скажет о том, вкусно ли здесь накормят. Скорее всего, это извещение о том, чем здесь потчевать не станут.

Автор: Mapк Блay
Просмотров страницы: 257





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

День работников гидрометеорологической службы России
День работников гидрометеорологической службы России



Час Земли
Час Земли



Всемирный день театра
Всемирный день театра



День войск национальной гвардии России
День войск национальной гвардии России



Какие три правила помогут похудеть?
Какие три правила помогут похудеть?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413