| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Коренные жители Москвы - кто они?


Коренные жители Москвы - кто они?

Археологи утверждают, что Москве не 864 года, а как минимум в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угорские племена дьяковской культуры.

Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса). И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию». Было это в 1147 году.

Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи – в I тысячелетии до н.э. – Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ – открыто около 40 таких поселений.

Наиболее изученные из них – Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, на Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу – дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)–VI веков до н. э. по VI–VII в.в. н.э. все Волго-Окское междуречье. Всего на территории России отмечено более 500 поселений дьяковцев.

Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» – конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.

Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец), умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.

Первооткрывателем Дьяковского городища стал З. Я. Доленга-Ходаковский в 1818 году. Его материалы привлекли внимание известного историка М. П. Погодина. Но серьезные раскопки начались только во второй половине XIX века, поразив внимание исследователей целым рядом необычных находок.

К примеру, плакеты – глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события, или своеобразным «паспортом» – тамгой определенного рода? Столь же непонятны и шарики, также усеянные точками. Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» – маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, иногда покрытые орнаментом. Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже – что эти «грузики» были ритуальными предметами – вместилищами душ умерших предков! Увы, наука пока не может этого объяснить – дьяковская культура до сей поры не поддается полной реконструкции.

Жили дьяковцы в длинных, до 15 метров, деревянных домах, рассчитанных на несколько семей. Внутри комнат были открытые очаги с глиняным или деревянным бортиком. Земляные полы устилались травяными циновками. Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Дьяковцы были, по всей видимости, солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и в ювелирные изделия.

Носители дьяковской культуры активно торговали с соседями – в городищах найдены стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I века н. э. с надписью «avcissa» – самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 км. во всех направлениях.

Однако уже к VI–VII векам нашей эры на смену дьяковской приходит другой тип культуры – в Москву с запада идет массовое переселение славянских племен кривичей и вятичей. Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI–IX веков уже как метисную финско-славянскую. Бронзовый бюст древней москвички VII века в Музее археологии Москвы дает достаточно наглядный пример такого смешения.

Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры – одним из государствообразующих народов.

Просмотров страницы: 290





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

День работников гидрометеорологической службы России
День работников гидрометеорологической службы России



Час Земли
Час Земли



Всемирный день театра
Всемирный день театра



День войск национальной гвардии России
День войск национальной гвардии России



Какие три правила помогут похудеть?
Какие три правила помогут похудеть?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413