| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Первая научная фантастика: год 1657 или 1709?


Первая научная фантастика: год 1657 или 1709?

Одним прекрасным утром в самом начале восемнадцатого века мирные жители Вены пришли в полнейшее изумление, а некоторые – и в лёгкое беспокойство, даже смятение: 24 июня 1709 года городская газета «Винше Диариум» опубликовала сенсационное сообщение, благодаря которому почти все ее только что отпечатанные в типографии экземпляры были раскуплены в мгновение ока!..

Заметка сообщала, что в небе обнаружилось большое число пернатых, стаями нападавших на гигантскую птицу. Подвергшийся коварному нападению летящий гигант вскоре приблизился к поверхности земли и оказался… механизмом, а точнее – воздушным кораблём с парусами. Единственный человек, управлявший воздухоплавательной конструкцией, не мог спустится на городскую площадь – ветер относил его к башне, и паруса, увы, зацепились за её шпиль.

Лишь спустя пару часов небесный герой ухитрился отбить край шпиля, и освободившийся корабль плавно приземлился на площадь Вены. Под охраной путешественника отвели в пятизвёздочную гостиницу (по поводу звёзд – это ради красного словца, но отель и в самом деле был самым лучшим в Австрии), а спустя некоторое время «гость с небес» вручил городским властям важные письма, в том числе письмо португальскому посланнику. Поскольку путешественник оказался… да-да, португальцем.

Он рассказал, что вылетел из Лиссабона два дня назад. Полёт сопровождался не только массой увлекательнейших приключений, но и значительными трудностями, которые воздухоплаватель с честью преодолел. Португальцу всё время приходилось отбиваться от назойливых птиц, и если б не ружья и топоры, которые он предусмотрительно захватил в полёт (видимо, предполагая подобный конфуз), как пить дать, не выжил бы.

Когда путешественник пролетал мимо Луны, с ним произошло самое главное приключение – а на самой Луне самое большое смятение. Потому что лунатики сильно испугались непривычного для них внешнего вида храброго землянина. Сами-то они робки духом, а людей напоминают лишь отчасти – скорее похожи на черепах. У жителей Луны вовсе нет ног, и тела их заключены в крупные скорлупы.

Далее герой заявил, что, учитывая данное немаловажное обстоятельство (слабую обороноспособность лунатиков), он запросто сможет с полусотней подобных летательных аппаратов легко завоевать Лунное королевство. На борту каждого из них достаточно четырёх или пяти бойцов - а значит, всего-то чуть больше двухсот «конкистадоров». Дело за малым – то есть за приказом, высочайшей волей португальского монарха.

Конечно, у читателей газеты «Винше Диариум» могли возникнуть сомнения – и, чтоб сходу их развеять, на страницах печатного издания приводился рисунок: сама воздухоплавательная конструкция с достаточно подробными обозначениями основных деталей. Спереди корабль венчала птичья голова, сзади был патриотично прилеплен португальский флаг. Имелся руль, имелись и два боковых крыла, похожие на орлиные.

Подъёмная сила судна обеспечивалась двумя источниками. Длинные полотнища парусов, дугой натянутые от носа до кормы, предназначены для ветренной погоды. Если же ветра нет – воздух подаётся в паруса мехами через жёсткие раструбы. Есть ещё магниты, куски янтаря и ещё какие-то сверхсекретные приборы или вещества, которые размещаются высоко над палубой и притягивают её по «принципу барона Мюнхгаузена». Ясное дело, сам барон в газете не упоминается по простой причине – та книга ещё не написана. Но принцип явно тот самый!

Увы нам, увы… Имя не обделённого фантазией автора история до нас не донесла. А ведь мог бы, мог бы возглавить он перечень первых писателей, славно поработавших в жанре научной фантастики!

Всем или почти всем известно, что на самом деле человек впервые более-менее успешно поднялся в воздух спустя почти столетие после описываемых австрийских событий. Но прототип героя-воздухоплавателя из венской газетки существовал, и звали его «Увуадор», что переводится как «Летатель».

Для того чтоб понятнее стала та ситуация с появлением фантастической заметки, надо бы слегка окунуться в историю, полнее ощутить, так сказать, события давно минувших дней в историческом контексте.

Португалия, утратив к началу XVIII века почти все основные свои колонии, весьма тосковала по былой военной силе, могуществу на океанских просторах. А тут ещё зависимость от Британии… Метуэнский договор 1703 года оказался губительным для португальской торговли, отныне лишённой былой таможенной защиты от английского ввоза. (И здесь бы призадуматься страстным агитаторам, что в начале XXI столетия ратуют за вступление «всех поголовно» стран Восточной Европы в Евросоюз с его ультимативными по сути требованиями к своим «членам» – требованиями, которые мало чем отличаются от той кабалы, в какой очутилась на заре века XVIII-го бедненькая Португалия.)

Имел место и военный фактор: активно велись, как бы сейчас сказали, боевые действия за нефтяное… пардон, за испанское наследство. И закабалённая категорически невыгодным договором Португалия вынуждена была посылать миротворческие силы… простите, опять оговорился – вынуждена была сражаться, истощая свои и без того не шибко роскошные силы, в смертельной схватке за интересы Великой Британии!

Уже второй год на троне Португалии король Жоан Пятый. Он вместе со своей любимой королевой грезит о былой славе страны, о могуществе монархии. Как бы вернуть «золотой век» Португалии, вернуть власть над всеми колониями? Мечты, мечты, о, ваша сладость…

И вот тут очень вовремя появляется чудотворец – они, волшебники, обещающие чудесное исцеление от недуга или всю полноту власти с мешками, набитыми золотом, всегда появляются очень кстати! Всегда и во все века (была бы ситуация подходящая!). И сейчас такая публика не редкость.

В апреле 1709 года на арену внутренней португальской политики выходит некто Бартоломеу Лоуренсу де Гусма́н.

Бартоломеу никак не связан с книгами Конан-Дойля, которые появятся спустя несколько веков. Но дух авантюризма и некий налёт будущей фантастики у него отчетливо присутствует. Безусловно, подкреплённый неплохим образованием – мальчик из семьи бразильских колонистов обучался в иезуитской школе.

Повзрослев, Бартоломеу попал на историческую родину и явился пред светлые очи царя-батюшки – в данном конкретном случае Бартоломеу добился аудиенции у короля Жоана Пятого.

Во время аудиенции бывший колонист подал королю прошение о предоставлении монополии – всесторонней привилегии на изобретение, которое вернёт стране утраченное могущество.

Разве может подобное ходатайство оставить короля-мечтателя равнодушным?!

Бартоломеу заявил, что изобрёл корабль, способный перемещаться по воздуху с высочайшей (по тем временам) скоростью: якобы судно способно пролететь за сутки ни много ни мало… 600 миль! Конечно, сегодняшнему читателю смешно – мол, где тут фантастика?! Сейчас есть аппараты, способные всего за час покрыть большее расстояние.

Но не будем забывать, что те события отстоят от нас по времени ровно на 302 года.

Гигантский срок для технического прогресса!


 ...Конечно, Бартоломеу королю о лунатиках и слова не сказал. Проблемы были сугубо земные. Никаких пустых фантазий!

Исключительно военные цели: быстрая доставка секретных донесений по воздуху, оперативное управление войсками с большой высоты, недосягаемой для артиллерии противника, доставка боеприпасов и продовольствия в осаждённые неприятелем крепости.

Даже бомбардировка зажигательными снарядами вражеских морских кораблей, наземных армий и вражеских укреплений. Согласитесь, вполне прагматичный и современный подход! Как раз в духе военной доктрины США и НАТО – прилететь, разбомбить, наказать, захватить!

Наконец, воздушные корабли великой Португалии смогут открывать новые земли – вплоть до полюсов!

Относительно недавно, в 1934-м году, на территории Италии был найден один из ранних чертежей изобретения Бартоломеу Лоуренсу де Гусма́на. Рисунок сей получил имя «Пассарола». Он представляет собой, по всей видимости, копию оригинала – португальского чертежа.

И он сильно отличается от рисунка, представленного в австрийской газете (к ней Бартоломеу, скорее всего, не имел никакого отношения, а для нашумевшей статьи фантазировал, вероятно, какой-то венский художник).

В центре почти круглого «механизмуса» высится достаточно внушительная мачта, несущая «круглый парус», внешне очень похожий на современный парашют или верхнюю часть воздушного шара. Парус должен, естественно, наполняться воздухом. Функции остальных причиндалов сводятся к тому, чтоб улавливать длинными чехлами струи ветра и через трубы направлять их в «круглый парус».

В трюме предусмотрены места для дюжины человек, главным образом управляющих мехами – они должны нагнетать воздух в парус при слабом ветре или же при полном отсутствии такового. Короче говоря, судя по чертежу, кораблю штиль не страшен.

Не будем сейчас рассуждать о том, была «утечка информации» случайной или преднамеренной. Либо игрой спецслужб, всяких разведок и контрразведок «мрачного Средневековья». Нас интересует, прежде всего, использовал ли Бартоломеу, изобретая свой воздушный корабль, какую-либо иную информацию, имелись ли у него предшественники? На что бывший колонист опирался при составлении столь грандиозного прожекта?

Известны ли были португальцу Бартоломеу Лоуренсу де Гусма́ну имена и проекты других людей, мы достоверно не знаем. Возможно, да – хотя вероятность этого невелика. Но вот что предшественники точно были – это факт.

Иезуит из Северной Италии по имени Франческо Лана де Терци написал книгу, в которой содержался рисунок, похожий на «Пассаролу». Та же форма ладьи, мачта с парусом посредине… Правда, парус обычный, самый обычный, никаких «парашютов». Есть и другие особенности: четыре очень больших медных шара – вакуумных шара!.. Иезуит полагал, что, выкачав из громадных шаров весь воздух, можно сделать их настолько лёгкими, что корабль сможет подняться в воздух. Признаемся, что подобный сюжетный ход для подводного судна в те времена был более чем реален.

Кстати, в книге учёного иезуита тоже говорится о военном использовании воздушных кораблей, бомбардировках и так далее и тому подобное. Разница лишь в том, что богобоязненный христианин (в отличие от воинственного португальца) как бы сетует на возможные «неудобства» для мирного населения обстреливаемых регионов. Вполне в духе крестовых походов католической церкви.

Напоминает и «неизбежность» исторически более «свежей» бомбардировки Ливии «в целях защиты мирного населения». Памятны и недавние «защиты мирного населения» в Ираке, Афганистане… Тысячи смертей – вот цена подобной «миролюбивой» политики.

Впрочем, мы слегка отвлеклись.

Просимую привилегию король пожаловал просителю 17 апреля 1709 года. Кроме того, Бартоломеу Лоуренсу де Гусма́н получил солидный оклад и кафедру в Кои?мбрском университете. Зависть придворных росла как на дрожжах, но придворные интриги тоже оставим «за кадром».

В том же 1709-м году Бартоломеу произвёл три важнейших – публичных! – эксперимента. Изобретатель продемонстрировал, как поднимаются в воздух движимые силой горячего воздуха миниатюрные «воздушные кораблики». Устроены они были, вероятно, попроще механизма, рекламируемого в самом начале. И представляли собой жёсткие каркасы, например, из прутьев, оклеенные бумагой, внутри же крепился фитиль или свеча – в общем, почти японские «фонарики».

Увы, 3 августа первый блин вышел «комом». «Кораблик» сразу охватило пламенем. Уже 5-го августа летающее устройство смогло вспорхнуть к потолку – но там тоже загорелось. И лишь третья попытка, произведенная 30 октября в Доме Индии, оказалась удачной – миниатюрный корабль поднялся на хорошую высоту (история утаивает точные цифры) и успешно опустился (на этот раз без возгорания) обратно.

Земля полнилась слухами, что и сам «Летатель» со временем поднимался в воздух – но документального подтверждения в нашем распоряжении не имеется.

Кстати, горячий воздух подобным же образом использовался в 1657 году… в приключенческом романе известного шутника Сирано де Бержерака «Иной свет или государства… Луны». По-видимому, лавры первого фантастического произведения именно за эту шутку можно предложить его автору – не только поэту, но и учёному.

Каков же итог? Изобретение Бартоломеу, кажется, разочаровало португальского монарха. Между «фонариком», что поднимается горячим воздухом от свечки, и военной машиной, согласитесь, как минимум две большие разницы – так сказали бы в Одессе.

Материалы, связанные с постройкой воздушного корабля, исчезли бесследно. А в 1783 году во Франции, наполнив горячим воздухом воздушный шар, поднялись к небу его создатели – братья Монгольфье (о своём португальском предшественнике они, скорее всего, ничего не знали – но идеи имеют свойство витать в воздухе, подобно воздушным шарам!).

А ещё через столетие русский изобретатель Александр Фёдорович Можайский (1825–1890), получил привилегию на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд», позже названный самолётом, который примерно через год (в 1881 году) был построен в натуральную величину.

Но это уже совсем другая история…

Автор: Aндpeй Pябoкoнь
Просмотров страницы: 277





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

День работников гидрометеорологической службы России
День работников гидрометеорологической службы России



Час Земли
Час Земли



Всемирный день театра
Всемирный день театра



День войск национальной гвардии России
День войск национальной гвардии России



Какие три правила помогут похудеть?
Какие три правила помогут похудеть?









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413