Подростков часто ругают за то, что они, увлекшись компьютерными играми, забывают обо всем на свете. Однако то, что плохо для подрастающего поколения, очень полезно для пожилых людей. Геймерам в возрасте легче сохранить и улучшить свои мыслительные способности, чем их сверстникам, не играющим в стратегии.
Это исследование стало первым в своем роде. Авторы работы, ученые из университета Иллинойса, поставили перед собой цель выяснить, как стратегические компьютерные игры влияют на познавательные навыки в реале.
Попытки выявить эту связь уже предпринимались, однако проводились эти эксперименты в камерных условиях. Добровольцы отлично справлялись с поставленными задачами в лабораториях, однако на обычную жизнь их опыт не распространялся. Тем не менее, во всех случаях специалисты отмечали улучшение кратковременной памяти у участников.
В нынешнем эксперименте приняли участие 40 пожилых людей, половина из которых около 24 часов в неделю играла в стратегическую игру Rise of Nations, в которой игрок должен создавать и развивать собственное государство, его армию и экономику, расширять его территорию, улучшать состояние населения.
Управление целым миром, пусть и виртуальным, превращала заядлых "доминошников" в административных работников: планирование и распределение ресурсов тренировало важные для людей преклонного возраста навыки.
Все участники - геймеры и контрольная группа - проходили ряд тестов до, во время и после эксперимента. В ходе испытаний измерялась их способность переключаться между задачами, их кратковременная зрительная память, логическое мышление, способность удерживать в памяти и оперировать двумя или более единицами информации. Кроме того, проверялось умение запоминать слова и распознавать одни и те же изображения, показанные под разными углами.
По итогам эксперимента оказалось, что игроки значительно лучше и быстрее переключались с одной на другую задачу, они также значительно лучше оперировали данными и удерживали в памяти информацию. Навыки логического мышления у них также были выше. Правда, улучшение кратковременной зрительной памяти и способности узнавать изображения оказались не столь значительными. На способности запоминать слова, а также способности к счету игра не отразилась вовсе.