| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Кто стал Гомером Варшавского восстания? Анна Свирщиньская


Кто стал Гомером Варшавского восстания? Анна Свирщиньская

Варшавское восстание. Для нас, русских, – один из эпизодов новейшей истории. Хотя умом мы, конечно, понимаем, что это – не просто эпизод, а одна из величайших трагедий Второй мировой войны. И она не ограничивается территорией Варшавского муниципального округа. Или государственными границами Польши. Трагедия – она для всех трагедия. Чужого горя, вообще-то, не бывает.

Всё так. Но умом – это одно. А когда кровоточит душа… Совсем другое. В 1957 году известный польский военный историк – генерал Ежи Кирхмайер, написал, имея в виду не только себя, но и всех своих соотечественников: «Варшавское восстание жжет нас, как открытая рана».

Но Восстание – не только трагедия. Одновременно это и героическая попытка, которой польский народ пытался самостоятельно решить свою дальнейшую судьбу. Без оглядки на то, что решили без них. Где-то там, в далеком Тегеране. Высокие договаривающиеся стороны. И эта попытка позволила полякам сохранить их национальное достоинство и дала право честно и открыто смотреть в глаза друг другу: «Мы сделали всё, что смогли».

История не умирает вместе со смертью её свидетелей и непосредственных участников, её творцов. Но для того, чтобы это произошло, необходимо сохранить не только архивы, с которыми, как правило, работает узкий круг специалистов. Должна остаться народная память, которая передается от одного поколения другому. От предков – потомкам. А от тех – уже их потомкам. И так – до бесконечности.

Раньше народная память сохранялась в устном народном творчестве. С изобретением печатного станка ему на смену пришли книги. А они, как и рукописи, не горят. Даже если их в костер бросают.

Варшавское восстание, сплавившее в единый нераздельный монолит трагическое и героическое, его значимость для национального польского самосознания сделали вопросом времени появление в польской литературе произведения, эмоциональный накал и насыщенность которого в полной мере смогли бы передать следующим поколениям сохранившуюся память его участников.

Это время пришло в 1974-м, когда свет увидела книга стихов Анны Сверщиньской «Я строила баррикаду», сразу же и по достоинству оцененная её современниками.

Известный польский литературовед Стефан Мильковский назвал «Баррикаду» лирическим эпосом, проведя прямую параллель между её стихами и классикой мировой литературы. Он не побоялся взять на себя ответственность и во всеуслышание сказать, что «через тридцать лет после гибели нашего Илиона для нас, как и для троянцев, явился Гомер в лице Сверщиньской. Гомер троянцев, наконец, заговорил и выполнил вечное предназначение поэта – очистил совесть своего народа, позволив нам ощутить общенародный катарсис»:

Будем оплакивать
час, когда все началось.
Час, когда прозвучал первый выстрел.
Будем оплакивать те шестьдесят три дня
и шестьдесят три ночи сраженья.

И час,
когда все закончилось.
Когда на место, где жил миллион людей,
пришла пустота по миллиону людей.

(«Последнее польское восстание»)

Конечно, стихи Свирщиньской – не «Илиада». Написаны они не гекзаметром. И, как сказал другой польский литературовед, Януш Славиньский, «они необычайно аскетичны, лишены всякого украшательства». Но при всём при том «Я строила баррикаду» – эпос. Самый что ни на есть настоящий.

Потому что в этих стихах – всё Варшавское восстание. От первого до последнего дня.

От 1 августа, когда по решению руководителей Армии Крайовой началось Восстание и 23 тысячам повстанцев, из которых вооружены были чуть более десяти процентов, и те – обеспечены боеприпасами на 2-3 дня… Когда этим необстрелянным, необученным, плохо вооруженным людям удалось сделать, казалось бы, невозможное – в результате упорных четырехдневных боев овладеть большей частью Варшавы.

Да, большинство стратегически важных объектов – две из трёх телефонных станций, аэродромы, вокзалы, мосты, – оставались в руках немцев. Но главным чувством повстанцев было воодушевление. И каждый из них верил – ещё немного… Ещё чуть-чуть! И победа, окончательная и бесповоротная, будет за ними. По-другому и быть просто не может!

Тем более – они не одни. Об этом говорили и расклеенные по всему городу плакаты, на каждом из которых бежал в атаку солдат. В левой руке он держал автомат, в реальности имевшийся хорошо, если у одного из трех десятков повстанцев, а правой – сжимал знамена. Советское, английское и американское. Надпись на плакате ободряла варшавян: «Мы не одни!».

И они верили этому. Надеялись, что вот-вот… Или в Варшаве высадится Польская парашютная бригада из состава Польских вооруженных сил на Западе. Или через Вислу рванут танки 1-го Белорусского фронта, которым командует не кто-то там, а Константин Рокоссовский. Поляк по национальности. Не бросит же он своих на произвол?.. Не бросит!

– Читали сегодня газетку, – говорит слесарь, –
весь мир идет нам на помощь,
через неделю все кончится, у моей старухи
именины, я приглашаю
весь дом на праздник,
– говорит слесарь.
(«Порадуемся»)

Но парашютная бригада так и не высадилась. С 5 августа немцы, получившие, в том числе и с Западного фронта, подкрепления, перешли в наступление и под прикрытием авиации, танков, тяжелой артиллерии начали методично – дом за домом, улицу за улицей – штурмовать находившиеся в руках восставших отдельные, изолированные друг от друга участки города.

Из груды рухнувших стен
торчит в небо
серая, как стена,
рука с пятью пальцами.
(«После налета»)

Русские танки вышли на правый берег Вислы, к взорванным немцами мостам, 14 сентября, когда гитлеровцы уже локализовали восстание и с боем брали последние очаги сопротивления в варшавских пригородах. В Чернякуве и на Жолибоже. Судьба восстания была практически решена.

В ту ночь
все поняли, что конец.
Не осталось воды
и сил, чтобы воду искать,
три дня
как нет ни ложки ячневой каши,
бинты
смердят гноем и кровью,
глаза, неделю не спавшие,
закрываются даже
на боевом посту, под обстрелом,
ноги, волочившиеся по каналам,
тяжелы как камни,
пустой пистолет
падает из рук.

И поэтому, услышав на рассвете
грохот вражеских танков, идущих в очередную атаку,
поняли, что это конец.
Эту атаку
уже не отобьют.
(«Это уже конец»)

2 октября командующий Армии Крайовой – генерал Комаровский, подписал капитуляцию. 17 тысяч повстанцев, получивших статус военнопленных, попали в немецкие лагеря. Через находившийся недалеко от Варшавы лагерь в Прушкове прошли и все 550 тысяч жителей польской столицы, оставшиеся в живых после Восстания. 60 тысяч из них ждали концентрационные лагеря, 150 тысяч – принудительные работы в Германии.

Но страшнее всего этого были мысли, болью и горечью пульсирующие в каждой польской голове: «Что, неужели?.. Неужели всё было напрасно? И 10 тысяч погибших повстанцев… Зря? А 6 тысяч пропавших без вести? Тоже?! А более чем двухсоттысячные жертвы среди гражданского населения?..»

Он идет в неволю, словно тащит
на себе тела своих парней.
Он считает, шепотом считает
восемнадцатилетние имена,
очи матерей глядят в него.

– Твой сын погиб в бою за баррикаду,
которой нет, в бою за дом,
который рухнул и распался в прах.
Твой сын погиб в бою за тот квартал,
которого не существует.
За эти кирпичи, песок и пыль
отдали они свои тела живые.
Я их вел на смерть,
и я живу.

Немцы говорят: Быстрей, поручик,
быстрей шагай в неволю.
А он быстрей не может, он ведь тащит
тела своих парней.
(«Разговор с матерями»)

Нет, не были напрасными эти 63 дня, когда Варшава, оставленная один на один с войсками Вермахта, частями полиции и СС, сражалась только благодаря тому, что каждый повстанец выполнял свой гражданский и воинский долг «сверх обычных человеческих возможностей». Они сделали всё, что могли. Чтобы потом прямо и открыто смотреть в глаза не только друг другу. Но и своим потомкам.

И об этом тоже стихи Гомера Варшавского восстания – Анны Свирщиньской…

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 278





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413