| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Босоногие пионерки советской графики


Босоногие пионерки советской графики

Человек, особенно не углубляющийся в историю древних культур, едва ли найдет что-нибудь общее между колоннадой Парфенона и фронтоном Большого театра. Между тем искусство античной эпохи дошло до наших дней не только в виде соблазнительных мраморных афродит с оторванными руками и пафосных греческих трагедий. Живучий классический стиль ухитрялся приспособиться к любым новым веяниям в искусстве и, как черт из табакерки, выскакивал то в ренессансной живописи, то в загородных виллах ХVIII в., то в дамских платьях эпохи ампира. А в начале прошлого столетия интерпретации античного танцевального искусства несравненной Айседоры Дункан дали импульс новому витку увлечения миром Эллады. Изящные движения босоногой танцовщицы, одетой в легкую тунику, вдохновляли не только поэтов, но и лучших художников первой половины ХХ века. "Она так танцует, как будто сбежала с греческой вазы", - восхищались современники балерины.

Однако самым удивительным в биографии блистательной Айседоры был не удивительный взлет ее карьеры, и даже не бурный роман и последующий разрыв с Сергеем Есениным, а кипучая деятельность танцовщицы в советской России. Приехав в Москву в 1921 г., когда страна еще не оправилась от голода и ужасов Гражданской войны, Дункан сумела пробить и основать Государственную школу танцев (которая, по идее, должна была в те времена считаться глупой буржуазной затеей). Впрочем, государство вскоре перевело школу на полное самообеспечение – талантливая балерина колесила с гастролями по всей стране, чтобы заплатить за отопление и свет. Там же, в провинции, она собирала полуголодных детей, которых бесплатно обучала искусству хореографии. Тем временем одетые в политкорректные красные туники ученицы ее школы на Пречистенке постигали азы пластического танца под революционные гимны.

Так, парадоксальным образом, античное наследие сумело пустить корни в глубоко идеологическом советском искусстве, которое в теории решительно отвергало наследие прошлого. Сама Айседора была твердо уверена, что начинает жизнь с чистого листа: "Мое искусство было цветом эпохи, но эпоха эта умерла, и Европа – прошлое, а эти одетые в красные туники младенцы – будущее. Поэтому прекрасно работать для них. Паши землю, сей семена и готовься к следующим поколениям, которые придут в новый мир".

Между тем художники - современники Дункан, вдохновенно рисовавшие и саму танцовщицу и ее учениц, - смогли почувствовать и разглядеть в ней именно хранительницу культурных традиций прошлого. Маленькие балерины в легких туниках заменили им образцы классической скульптуры, а их изящные плавные движения стали настоящей отдушиной в атмосфере бравурного марша, присущего этой эпохе. "Я увидел в этих строгих пионерках-подростках такую захватывающую дух красоту, как бы красоту оживших антиков. А в глубине души, кажется, и выше их", - писал художник Николай Чернышев.

На выставке "Античный профиль танца", открывшейся в залах московской галереи Г.О.С.Т., представлена графика Василия Ватагина, Матвея Доброва и Николая Чернышева, созданная под влиянием образов Айседоры Дункан и ее учениц.

Для Василия Ватагина, известного русского скульптора-анималиста и графика, тема Дункан воспринимается, на первый взгляд, неожиданным и нехарактерным эпизодом. Тем более что графические листы с изображением танцовщицы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, исполненные в 1920-е гг., никогда не воспроизводились в литературе. В экспозиции они замечательно сочетаются с двумя бронзовыми статуэтками балерин, исполненными Ватагиным в этот же период.

Самая приятная и сильная часть выставки – это, безусловно, графика Николая Чернышева, с упоением рисовавшего босоногих "дунканш". Кстати девичьи фигурки в туниках, бодро растянувшие над головами красное полотнище на одном из его рисунков – вовсе не дань конъюнктуре. История сохранила старую фотографию: юные балерины со знаменем в руках бодро шагают на строительство "Красного стадиона" (того самого, на котором в 1924 г. Айседора Дункан осуществила грандиозную постановку семи революционных танцев для пятисот мальчиков и девочек из рабочих семей).

Графика менее известного художника Матвея Доброва – одно из открытий кураторов проекта. В экспозиции представлены наброски к офортам с изображением танцовщицы, в свое время пользовавшиеся огромным успехом у публики.

Просмотров страницы: 104





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413