| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Происхождение успеха: почему читают «Щегла»?


Происхождение успеха: почему читают «Щегла»?

«Щегол» стал достижением интеллектуальной прозы последнего десятилетия (Пулитцеровская премия 2014 года «за красиво написанный роман с изысканно нарисованными персонажами, книга, которая стимулирует ум и затрагивает сердце»). Принадлежность к подобному типу прозы для многих читателей уже является вызовом к чтению или даже причиной заблаговременной симпатии. А все потому, что Донне Тартт удалось «изобрести» идеальную, символически нагруженную романную схему, обреченную на успех. И причин у этого успеха три.

Во-первых, сюжет. История Теодора Декера – реставратора, который невольно приносит себя в жертву произведению искусства, созвучна вечному сюжету о жертве Христа. Реставратор мебели – плотник, жертва ради искусства – высокая жертва во спасение всего человечества. К библейскому контексту нас отсылает имя главного героя «Теодор» – «дар божий» (с лат.), славянский же вариант имени – Федор. Достоевского в книге Тартт традиционно много, им же был насыщен первый роман «Тайная история».

Одним из известных критериев «хорошей» (профессиональной) литературы всегда являлась жанровая неоднозначность. Иными словами, решительный крен в сторону детектива или триллера убивает интеллектуальный потенциал книги. Даже несмотря на то, что далеко не каждый читатель осознает жанровые обертоны, чтение романа Донны Тартт становится сверхзанимательным переключением восприятия с одного жанрового регистра на другой. С романа воспитания (и тут срабатывает эффект «полюбившегося героя» из культовых «Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэлинджера и «Гарри Поттера» Джоан Роулинг) на авантюрный /приключенческий/плутовской роман с нарочитыми следами детектива (при том, что загадок в романе нет!), далее – к психологическому роману-исповеди, семейному и, наконец, любовному роману.

Но есть в этой книге и нечто такое, что производит эффект съедобного натюрморта. Интуитивно назовем это «привлекательностью» знаков классического искусства: литературы, живописи, музыки.

Страницы романа полны наименований шедевров мировой литературы («Идиот», «Война и мир», «Оливер Твист», «Евгений Онегин», «Макбет», стихотворения Уолта Уитмена и др.), живописи («Урок анатомии» Рембрандта, натюрморты Адриана Коорта, «Мальчик с черепом» Франца Хальса, полотна Ван Гога), музыки (Бетховен, «Четвертая симфония» Шостаковича). Но в «Щегле» они не функционируют как забытые экспонаты, а также действуют и воздействуют («Шостакович – вот это мощага!»). И воздействие набирает силу в соединении с приметами маргинальной культуры – наркотиками и алкоголем.

Такое сочетание не просто отвечает читательскому горизонту ожиданий, а превосходит его, ошеломляет. «Продленный шок» – это как раз то, что ощущает читатель, каждый раз осознавая, что Тео прячет шедевр Карела Фабрициуса в соседней комнате или камере хранения спортивного инвентаря. Нас захватывают парадоксы, которых с развитием сюжета оказывается все больше. И первый парадокс – это сам взрыв, разрушительная сила которого как бы провоцирует созидание: возвращение десятков утерянных полотен, обретение себя и семьи («Не плоть и кровь – сердце делает нас отцами и детьми»).

Но успех книги у широко читателя вызван не самими культурными знаками, а их «объясненностью», подготовленностью к легкому усвоению. «Ключи» к тексту небрежно разбросаны: в эпиграфах из Камю, Рембо, Ларошфуко, Шиллера, Ницше (наиболее демонстративный – «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины»), названиях глав («Мальчик с черепом», «Ветер, песок и звезды», «Идиот» и др.), наконец, само количество глав и частей угадывается как дополнительный знак (5 частей – пятиактная трагедия, какой была, например, трагедия «Гамлет»; 12 глав).

Напоследок «доскажем», что «каждому – свое», и кому-то «просто понравилось заглавие» (птичку жалко)! И все-таки есть в этой книге нечто такое, что выражает всю суть наших дней и вместе с тем является самой нарочитой ее подделкой. Такова новая гениальность. В литературе.

Автор: Kpиcтинa Дaвыдoвa
Просмотров страницы: 260





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?
Какие аксессуары обязательны, если вы решили завести собаку?



Чем занять малыша весной?
Чем занять малыша весной?



Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?
Соленое озеро Баскунчак. Есть ли альтернатива Мертвому морю?



Международный день культуры
Международный день культуры



Водопол — именины Водяного
Водопол — именины Водяного









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413