| В избранное   | Стартовая  
Дворец статей.


ДВОРEЦ
СТАТEЙ

dvorec.ru » ПАРАД СТАТЕЙ »



     ПАРАД СТАТЕЙ
     Последние поступления
     Говорят, что...
     Виртуал, Hi-Tech
     Пикантные подробности
     Бизнес, карьера, деньги
     Откровения
     Шоу-обозреватель
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Каламбур, ералаш
     Юморительное чтиво
     Web обзоры
     Любовь и отношения
     Психология
     Школа жизни, советы
     Дом и семья, дети
     Здоровый образ жизни
     Вокруг света
     Досуг и отдых
     Непознанное
     Философия
     Ералаш
     Секс-новости
     Москва
     Авто мир
     Приятного аппетита
     Пикап (pickup)
     Обустройство, ремонт, уют
     Хозяйке на заметку
     Культура, искусство, истор.
     Братья наши меньшие
     6 соток, дача, сад
     Джиповодство
     Растения
     Спортзал
     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     ПАРАД СТАТЕЙ
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     ДОМОВОДСТВО
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК


Яндекс.Метрика

Раздел:     

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Следующая статья >>


Раздел: «Культура, искусство, история»

Отправить ссылку другу/подруге  


Бидермейер - скука обывательского мирка или поэзия домашнего очага?


Бидермейер - скука обывательского мирка или поэзия домашнего очага?

Мещанское обывательское болото. Маленький скучный мирок, ни взлетов, ни падений, однообразная ограниченная жизнь, Киндер, Кюхе, Кирхе, банальность и здравый смысл...

Уютный домашний мир, забота и любовь, устоявшийся быт, чубук, халат, камин, добрая жена, дети, вкусный ужин, романтика «маленького мира», удобство и приятность повседневных мелочей...

Неужели это – об одном и том же? Да, об одном. А именно – об удивительном стиле и даже, скорее, образе мышления и жизни, имя которому – бидермайер, или, в русской транскрипции, бидермейер. Вторая треть 19 века, даже чуть раньше, период относительного благополучия после потрясений начала столетия, источник немецкой ностальгии века двадцать первого...

Стиль этот, столь быстро утвердившийся в Австрии и Германии и в искусстве, и в быту, поначалу даже не имел названия и как стиль современниками не осознавался. Название появилось лишь «на излете» и было составлено из двух фамилий героев стихотворений Ф. Шефеля – «Biedermanns Abendgemütlichkeit» (Вечерний уют Бидерманна) и «Bummelmeiers Klage» (Жалоба Буммельмейера).

Симбиоз этих двух фамилий послужил псевдонимом Л. Айсброду, выступившему со стихами «Biedermeiers Liederlust» – сатирическим циклом, высмеивавшим ограниченность, предсказуемость и скуку обывательского мирка.

Бидермейер, несправедливо именовавшийся прежде «немецким закатом», не дал ни великих, ни сколько-нибудь известных мировых имен. Вершины творчества и озарений ему незнакомы, он, сам того не ведая, примирил классицизм и романтизм и успокоил их в маленьком, уютном, общедоступном мире обычного человека.

Стиль этот частенько упрекают в духовной ограниченности и усредненности. Но, входя в его интерьеры, чувствуешь себя тепло и защищенно, все пронизано любовью к предмету, к «вещной», удобной стороне жизни, способностью и готовностью наслаждаться покоем и уютом.

Миниатюрные столики, ломберные столы с подсвечниками в чехлах, вышитых бисером, скатерти с тяжелой бахромой, буфеты, дамские бюро, очень мало «воздуха» в жилом пространстве. Картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, акцент на мелких предметах – шкатулочки, коробочки, шторы, подушки с кистями, тарелки, графины – все это роднит бидермейер с голландской живописью 17 века. Парадный портрет уступает место натуралистичности: вот он, человек, со всеми его несовершенствами – с бородавками, косоглазием, такой, какой есть.

Одна из известных картин Ф. Г. Вальдмюллера, ныне почти забытого портретиста,– «Портрет матери капитана Штирле-Хоффмайстера». Лучшим мастером натюрморта бидермейера, что примечательно, считается неизвестный художник, автор двух картин – «Подарки для мальчика» и «Подарки для девочки» (1840), а одним из лучших пейзажистов – малоизвестный И. К. К. Даль.

Никакого бурного, тем более, гражданского, действия, столь присущего романтизму, бидермейер не предполагает. Скульптура – вообще «не конек» бидермейера, и ничего значительного в этой области он нам не оставляет. Другое дело – фарфоровые скульптурки и статуэтки, гравированное стекло, бокалы с фрагментами «стихов на память»: это могут быть как строки Гете, так и незатейливое «Люби меня, как я люблю тебя, шецхен». Сентиментальность подарков и надписей на них, трогательных и часто простоватых – вот выражение чувств немецкого бидермейера.

Если слегка утрировать, то выразителем идеалов бидермейера в русской культуре мог бы служить Козьма Прутков. Но так называемый «русский бидермейер» – это тема отдельная.

Стиль этот, пронизывавший жизнь тогдашнего немца и выросший из самой этой жизни, породил удивительный феномен – подробнейшие ежедневные, иногда ежечасные, с указанием времени, дневниковые записи и мемуары, которыми увлекались все слои общества от мала до велика. И остался не только в предметно-вещном мире, но и – очень детально – в записках современников. Поэтому, читая эти записки, легко представить себе этих людей в этих интерьерах, и картинка получается живая и стереоскопичная.

Дамское рукоделие – особая страница стиля бидермейер. В это время все дамы вышивают. Ценность вышивок велика, как материальная, так и нематериальная. Вышивают бисером и шерстью, вышивают чехлы для чубуков и зубочисток, портфельчики, табачницы, кисеты. Мужчина, получая от дамы в подарок вышитый бисером кисет, мог быть уверен в ее дружеских, а часто и нежных чувствах к нему.

В середине 19 века бидермейер как художественный стиль окончился. В воздухе витали идеи импрессионизма и реализма, и поэтому молодые художники оставляли уютную нишу бидермейера почти без сожалений. А для обывателя, обычного человека, стиль этот являлся образом жизни и поэтому в быту и интерьерах просуществовал еще долго, постепенно уступая место немецкому модерну, «Югендштилю».

Теперешняя Германия глубоко чтит свой бидермейер, не позволяя называть его «мещанством и обывательщиной». На ценностях бидермейера основана немецкая семейная и бытовая культура, она же была источником его возникновения. Само явление оказалось гораздо шире, чем предполагалось вначале, и в культуре каждой европейской страны в середине 19 века мы найдем отголоски немецкого бидермейера.

Может, вернемся хоть ненадолго в этот уютный мир вечных семейных ценностей, предсказуемости, спокойной и осмысленной деятельности, в которой есть место и отдыху, и созерцанию? Как нам сейчас не хватает бидермейера…

Автор: Maшa Poмaнoфф
Просмотров страницы: 149





Тема завершена

<< Предыдущая статья | В раздел | Последние публикации | Вверх | Следующая статья >>












Популярные статьи

Почему джентльмены предпочитают блондинок?
Почему джентльмены предпочитают блондинок?



Дружба между мужчиной и женщиной: что это?
Дружба между мужчиной и женщиной: что это?



День онлайн-предпринимателя
День онлайн-предпринимателя



День заказов подарков и написания писем Деду Морозу
День заказов подарков и написания писем Деду Морозу



День банковского работника России
День банковского работника России









| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413